Для начала посмотрим аналогичный график, опубликованный в предыдущем, 2022 году. Там мало что изменилось, за исключением, разве что, Чечни. Была республика на 15-м месте снизу, а стала 10-й.
В тройку лидеров, как и ранее, входят Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. При этом Москва с интегральным рейтингом 94,4 балла уверенно приближается к абсолютному максимуму в 100 баллов.
Из южных регионов только Краснодарский край сумел затесаться между столичными и нефтеносными регионами, попав в десятку локомотивов социально-экономического развития.
"Верхний полюс рейтинга преимущественно занимают крупные финансовые и промышленные центры и регионы сырьевой направленности, а последние строчки - регионы с невысокой степенью индустриализации и преобладанием сельскохозяйственного сектора", - говорится в официальном релизе, подготовленном авторами исследования "Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2023 года".
Если вернуться к Северному Кавказу, то только Дагестан и Ставропольский край смогли уйти в отрыв от соседей. У них 61-е и 27-е места среди 85 российских регионов, участвовавших в рейтинге. Получается, что результат Махачкалы - ниже среднего, а Ставрополя - чуть выше общероссийских показателей.
"Можно отметить, что почти у всех регионов из последней десятки интегральный рейтинговый балл вырос, что свидетельствует об улучшении социально-экономической ситуации в них", - отмечают эксперты, проводившие исследование.
Это выглядит слабым утешением, учитывая тот факт, что у большинства участников опроса интегральный балл вырос. Хотя есть и исключения.
Понижены баллы только шести регионам - Кемеровской области, Ингушетии, Хакасии, Тыве, Ненецкому автономному округу и Чечне. Если у большинства снижение было незначительным (менее чем на один балл), то Чеченская Республика оказалась единственной в этом списке, у кого баллы упали за год на 3,6 пункта (с 29,4 до 25,8).
Составители рейтинга объясняют, что снижение интегральных значений, о которых шла речь, произошло в связи с "некоторым сокращением неравномерности в социально-экономическом развитии регионов".
По словам члена совета директоров аудиторско-консалтинговой сети "ФинЭкспертиза" Агвана Микаеляна, отставание южных регионов от северных можно объяснить принципом географического районирования, сложившимся еще в советские годы.
- Чем севернее в нашей стране, тем чаще встречаются территории с высоким процентом промышленного производства в экономике или области, активно занятые в сфере добычи углеводородов, а также ценных минералов. Эти же субъекты имеют и высокую экспортную ориентацию, - полагает собеседник. - В Москве и Санкт-Петербурге высок процент людей с зарплатой выше среднероссийской, здесь сосредоточено управление самыми большими российскими корпорациями, а также находятся главные государственные органы.
А вот руководитель отдела Института социологии РАН в Краснодаре Айтеч Хагуров считает, что отставание республик Северного Кавказа напрямую связано с уровнем доходов населения, доступностью, а также качеством образовательных и медицинских услуг.
- Зачастую эти три серьезных компонента подменяют собой все остальное, - уверен социолог.
Александр Новак,
заместитель председателя правительства, РФ, куратор СКФО:
- За последние два года субъекты Северного Кавказа вышли на опережающий темп развития по ключевым социально-экономическим показателям. Более чем на треть вырос объем инвестиций, на 14 процентов вырос ВРП на душу населения, и почти на три процентных пункта сократилась безработица. Связываю эти результаты в том числе с федеральной адресной поддержкой регионов. На Северном Кавказе реализуется стратегия социально-экономического развития и работает госпрограмма.