Как отмечалось на сессии ПМЭФ "Арктический план", Китай планирует проводить такие перевозки максимум за 25-27 дней - в два раза быстрее, чем через альтернативные морские пути. Об этом на форуме заявила председатель одной из крупнейших судоходных линий Поднебесной Фан Юсинь.
На форуме подтвердили: во время навигации 2024 года столицу Поморья и деловую столицу Китая впервые свяжут как минимум десять рейсов по СМП. Но, чтобы освоить самую северную "дорогу" планеты, российским экспортерам придется преодолевать ледовые торосы, финансовые "пороги" и "бумажные" барьеры. Как это сделать с наименьшими потерями? Предложения также были озвучены в рамках ПМЭФ.
К примеру, основной груз, который отправляется сегодня из Архангельской области в Поднебесную - продукция ЛПК. Объем поставок лесной продукции в восточном направлении вырос кратно, наметился даже дефицит (достаточно сказать, что сейчас товарооборот Поморья и Китайской Народной Республики взлетел выше планки 30 процентов от объема всей внешней торговли региона). Но сегодня важно систематизировать поставки, а для этого в Архангельской области намерены вернуться к советскому опыту долгосрочного планирования.
- Грузоотправители должны быть уверены, что, сделав выбор в пользу Северного морского пути, они будут иметь понятную прогнозируемую перспективу по объемам грузоперевозок на ближайшие пять-шесть лет, что позволит им не бояться потерять слоты в других, привычных им портах перевалки и транспортировки грузов, - отметил во время Международного экономического форума губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Глава региона предложил также упростить поставки продукции в другие страны и ввести трансграничный электронный документооборот для российских экспортеров. Зачем это нужно? Сегодня, к примеру, даже на небольшую партию продукции, которая отправляется в Китай, экспортеры России вынуждены оформлять фитосанитарный сертификат. Далее эта "бумажка" отправляется обычной почтой в Поднебесную, причем ждать, пока она пересечет границу и достигнет адресата, приходится примерно десять дней.
Вместе с тем, если удастся сгенерировать "кнопку" электронного документооборота, время в пути сократится в десять раз. Отметим, что сегодня именно таким образом уже "настроена" система оформления электронных таможенных деклараций - контакта с сотрудниками таможенной службы больше не требуется, экспортер получает документы с QR-кодом, после чего предъявляет их по месту требования. Более того, подача электронных деклараций сейчас стала возможна и при взаимодействии с Федеральной налоговой службой, когда необходимо быстро подтвердить процентную ставку при экспорте товаров за пределы ЕАЭС.
- Внедрение трансграничного электронного документооборота - серьезная амбиция, которую мы готовы реализовать, - отметила во время ПМЭФ глава Российского экспортного центра Вероника Никишина. - Мы видим огромный спрос на такую услугу. Конечно, для этого необходимо пройти ряд бюрократических процедур, но такую задачу мы ставим.
Говорилось на форуме и о преодолении ледовых преград. Причем не только о современном ледокольном флоте, которым Россия сможет обладать через шесть лет, но и о безопасности на всем протяжении СМП. Так, уже в ближайшие годы на территории страны не останется арктических зон, которые будут не "прикрыты" МЧС. Причем в единых аварийно-спасательных центрах, как сообщил на ПМЭФ министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, будут базироваться и медицина, и морская спасательная служба.
Союз этих ведомств - объективная необходимость, так как риски для высокоширотного судоходства останутся высокими - льда меньше не станет. В ближайшие 50 лет, по прогнозам Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Санкт-Петербурга (ААНИИ), площадь льда будет сохраняться примерно в той же динамике, что и сейчас. Одним словом, "Арктика останется Арктикой".
- Вся инфраструктура здесь располагается в зоне многолетних мерзлых пород и без оценки того, как будет себя вести в условиях меняющегося климата мерзлота, выстраивать долгосрочные планы на 10-20 и 30 лет нельзя, - предупредил на ПМЭФ директор ААНИИ Александр Макаров.
Кстати, прогнозы для экономики СМП также не изменились. На форуме напомнили, что в следующие 11 лет (до 2035 года) по Северному морскому пути запланировано перевезти 1,8 миллиарда тонн грузов общей стоимостью 111 триллионов рублей. При этом бюджет страны получит 20 триллионов рублей налоговых поступлений. Бизнес уже инвестировал средства в производство этих грузов. Алексей Чекунков подчеркнул, что довести их до потребителя - одна из самых сложных и важных задач для российской экономики.
С производителями этих товаров заключены трехсторонние соглашения. А к 2031 году Россия должна превысить по ним порог в 200 миллионов тонн грузов.