Марина Викторовна, с какой целью вуз развивает практику молодежного предпринимательства?
Марина Малютина: Начнем с того, что развитие технологического и молодежного предпринимательства - это современный тренд. На самом высоком уровне поставлена задача достижения технологического суверенитета России. Во многом эта задача может решаться через привлечение к малому, среднему бизнесу, к развитию технологий именно молодых людей.
Первая и главная миссия университета - это подготовка будущих специалистов; вторая миссия - это развитие науки; третья миссия - и отсюда выросла концепция "Университет 3.0" - это развитие технологий, рождение инноваций. Наш университет заинтересован в том, чтобы увеличить свой вклад в развитие строительной отрасли и региона, монетизировать свои научно-исследовательские наработки. Мы должны научить студентов создавать проекты, которые можно предложить отрасли. Не только формировать компетенции в процессе учебы, но и создавать рыночные продукты на основе полученных знаний. В этом заключается суть молодежного предпринимательства.
Кроме того, оно может выступить драйвером в развитии наших образовательных программ и компетенций самого университетского сообщества - не только студентов, но и преподавателей. Мы рассматриваем молодежное предпринимательство как новую форму взаимодействия с нашей отраслью, с рынком труда, как новую форму практикоориентированного обучения. Чтобы создавать востребованные продукты, нам нужна тесная связь с рынком, с нашими партнерами. Потому что только знание рынка подскажет, в какой сфере нужно развиваться, какие научные исследования необходимо проводить. То, что мы получим от молодежного предпринимательства, будем внедрять в образовательные программы, тем самым совершенствуя их. Так мы будем развивать наши новые направления. Наконец, то, что создается в рамках НИР и НИРС (научно-исследовательские работы и работы студентов), мы постараемся масштабировать и коммерциализировать. То есть внедрить подход трансфера технологий.
Каковы механизмы реализации программы молодежного предпринимательства в СПбГАСУ? Как это работает на практике?
Марина Малютина: Во-первых, мы планируем включение в образовательную программу дисциплин, которые бы формировали предпринимательские компетенции. Сначала в виде факультативов, а затем уже и в качестве дисциплин основного блока. Например, "Основы технологического предпринимательства", "Управление проектами", "Теория решения изобретательских задач" и другие. Возможно вообще введение проектного обучения: это когда результатом учебы становится не просто курсовая работа, а формирование определенной идеи и создание на ее основе проекта с механизмами его воплощения, междисциплинарными связями. Так мы закладываем развитие у студентов универсальных компетенций, таких как умение работать в команде, генерировать идею, правильно ее "упаковывать", общаться в процессе работы над проектом с совершенно незнакомыми людьми. То есть выходить из зоны комфорта и не просто обсуждать вопросы с преподавателями в аудитории, а коммуницировать с партнерами университета, с потенциальными потребителями и работодателями. Итак, один из механизмов - внедрение в учебный план специальных дисциплин.
Второй способ - это проведение разного рода конкурсных мероприятий, кейс-чемпионатов (с 2016 года). В свое время я стояла у истоков этого движения. Партнеры университета ставят конкретную задачу, и для ее решения мы на добровольной основе формируем студенческие команды. Они находят решение и защищают его перед жюри, в качестве которого, как правило, выступают сотрудники организации-партнера, прелоставившей техзадание. Через них мы получаем прямую связь с отраслью, потому что даем студентам не учебные задачки, а то, что "болит", проблемы, которые актуальны. Эта практика у нас уже внедрена, и такие конкурсы мы проводим очень часто. Особенно много их на архитектурном факультете.
Постоянными стали ТИМ-чемпионаты (ТИМ - технологии информационного моделирования, подробнее о них на примере СПбГАСУ можно прочитать здесь.
Еще один механизм - проведение акселерационных программ. Это технология обучения предпринимательским компетенциям и проектной работе. Она включает в себя онлайн-курс по предпринимательству, который ведут люди, непосредственно занимающиеся бизнесом, в том числе наши выпускники, которые построили свое дело и знают, о чем говорят. Также программа включает в себя серию мастер-классов, встреч, деловых игр, в ходе которых студенты учатся генерировать идеи и строить бизнес-модели. Сначала их этому учат в теории, а затем они это делают практическим образом на своем проекте. Например, обсчитывают предполагаемый доход, готовят маркетинговый план и так далее.
Акселераторы проводятся в том числе в коллаборации с другими вузами Петербурга. Студенты разных университетов объединяются в команды по какой-либо теме. Ее представляет лидер команды или ее партнеры. У каждого акселератора есть витрина проектов: партнеры формулируют так называемые вызовы, и на их основе можно сделать свой проект, решить поставленную задачу. Под выбранную тему лидер набирает команду, в которую привлекает студентов различных факультетов и даже разных вузов.
После прослушивания онлайн-курса, знакомства с теорией и выполнения своего проекта они защищают его перед жюри. Это называется питч-сессией, в ходе которой проект в сжатом виде представляют по определенной схеме. Оценивается не только технология, заложенная в проекте, но и бизнес-модель, финансовый план, маркетинговая стратегия. И то ценностное предложение, которое формулирует команда в своем проекте. Через такие обучающие мероприятия мы и формируем предпринимательские компетенции.
Помимо этого, есть еще грантовая деятельность: сейчас большое количество грантов дается именно на развитие стартапов. Результатом такой цепочки мероприятий становится проект "стартап как диплом". То есть когда студенты в процессе обучения выполняют несколько проектов или начинают проект и последовательно его развивают - они могут свою выпускную квалификационную работу защитить как стартап. Предложить готовый продукт либо услугу, сделать прототип, создать программное обеспечение. В любом случае это уже будет рыночный продукт. И даже, возможно, удастся осуществить первые продажи, найти заказчика или инвестора.
Каким образом участие в вузовской системе молодежного предпринимательства поможет студентам в их учебе и дальнейшей карьере?
Марина Малютина: Это один из карьерных треков. Выпускник, пройдя школу предпринимательства, может задуматься о том, чтобы не пойти в наемные сотрудники, а создать свою компанию. Многие думают, что могут быть предпринимателями, но этому тоже нужно учиться. И если человек прошел такое обучение и даже попробовал себя в качестве предпринимателя во время учебы в университете, он уже "набил шишек" и понимает, с чем может столкнуться дальше. Это убережет его от неосторожных действий во взрослой жизни. Он уже в вузе может определиться со своей карьерной траекторией. Не всем дано быть предпринимателями. Кто-то, наоборот, поймет, что по найму за то же время сможет заработать больше, вместо того, чтобы выстраивать свой бизнес. Мы рассматриваем систему молодежного предпринимательства как создание карьерных возможностей.
Очень многие из наших выпускников уже ведут свое дело либо как индивидуальные предприниматели, либо в форме ООО. Строительство - такая отрасль, где малый и средний бизнес, небольшие технологические компании очень востребованы. Мы считаем, что в будущем сможем помогать своим студентам развивать малое и среднее предпринимательство, являющееся одним из средств достижения технологического суверенитета страны.