-У нас улочки рассчитаны на личные автомобили, а не на эти махины. Причем некоторые даже скорость не снижают, - рассказывает жительница Садового Екатерина Маклыгина.
Недавно местные активисты перегородили путь самым дерзким водителям: заставляли тормозить и на обочине проводили разъяснительные беседы.
По подсчетам обитателей Садового, трафик большегрузного транспорта немногим уступает Екатеринбургской кольцевой автодороге, рядом с которой расположен поселок, - 500 - 600 многотонных машин в сутки. Садовый стоит по пути следования на единственный на всю среднеуральскую столицу действующий полигон ТБО "Северный". Отходы на него свозят десятилетиями, с советских времен, и все это время люди живут в состоянии перманентного стресса.
Но, несмотря на, казалось бы, историческую обреченность, мириться со статусом сквозного двора Садовый не желает. Что только ни предлагали жители для борьбы с недисциплинированными рулевыми тяжелой техники: разбрасывать на дорогах гвозди и прочие колющие предметы, создать добровольную народную дружину, чтобы фиксировать номера машин и отправлять фото "мусорных хулиганов" в полицию или властям Орджоникидзевского района.
- Нарушения действительно не редкость. Кто-то заезжает в поселок с незакрытым кузовом и отходы разлетаются по дороге, кто-то пытается скинуть нелегальный хлам среди деревьев. Но не пускать большегрузы в поселок нельзя: это единственный магистральный маршрут на полигон. Протестуй не протестуй - машины вынуждены идти по главным улицам, ведь объездная дорога только строится, - кратко пояснили "РГ" в администрации Садового.
Многочисленные жалобы власти, казалось, услышали, только дело продвигается медленно. Решение проложить путь на мусорный полигон, минуя Садовый, принято пять лет назад. Работы на участке протяженностью 1,4 километра начали летом 2021-го, в том же году планировали их закончить, но… дороги до сих пор нет. Обновленные планы еще более туманны: сдача объекта отложена на конец 2024-го или на следующий год. Сроки зависят от финансирования проекта, а сам он - от потенциального объема свозимых на "Северный" отходов. Сам полигон вот-вот будет переполнен, и его придется закрыть, но рядом хотят возвести большой завод по сортировке мусора. А запускать современное предприятие без создания комфортных условий для живущих рядом людей нельзя.
В ситуацию, подобную Садовому, рискуют попасть несколько сел Сысертского района. Близ деревни Андреевки региональные власти планируют создать экокластер по складированию и переработке бытовых отходов, поступающих из Екатеринбурга и соседних городов. Под "мусорную долину" (так окрестили проект жители) предполагается отдать 600 гектаров земли, на которой разместят свалку, сортировочные и перерабатывающие ТБО предприятия. По подсчетам селян, в случае запуска полигона по единственной ныне существующей между населенными пунктами асфальтированной дороге каждые пять минут будет проезжать 20-тонный мусоровоз.
В министерстве транспорта и дорожного строительства области заверили жителей сысертских сел, что для спецтехники проложат объездную магистраль общей протяженностью более 15 километров, а также прямой проезд к полигону с федеральной трассы М-5 "Урал". Транспортная инфраструктура должна быть готова только к 2036 году.