Российская газета: Инна Филипповна, в вашем вузе действует уникальная двухступенчатая модель образования. В чем преимущества такой системы обучения? Как давно она появилась?
Инна Никитина: Прикамский социальный институт, хоть и частное учреждение, имеет все необходимое для того, чтобы вести образовательную деятельность. Изначально был только вуз, и мы готовили специалистов с высшим образованием. Но всегда где‑то рядом витала идея создать многоступенчатую модель образования. На мой взгляд - очень удачный вариант обучения, когда молодой человек выстраивает свою образовательную парадигму уже с колледжа.
Начиная со среднего специального образования, студент постепенно становится специалистом с высшим образованием. Сначала у нас появился факультет СПО. Это произошло в 2015 году, он сразу стал довольно популярным, и мы решили создать отдельное учебное заведение. Сейчас это Пермский гуманитарно-технологический колледж, который работает под одной крышей с Прикамским социальным институтом.
Российская газета: Кого готовят ваши учебные заведения? Какие профессии наиболее популярны и востребованы?
Инна Никитина: В Прикамском социальном институте у нас четыре направления бакалавриата. Это юриспруденция, психология, экономика и менеджмент. Спрос на профессию юриста не уменьшается уже много лет. К нам постоянно приходят запросы на сотрудников из самых разных ведомств - это и суды, правоохранительные органы, и сугубо гражданские предприятия и организации. Специалисты в данной области весьма востребованы. В последние годы отмечается рост интереса у абитуриентов к направлению подготовки "Психология", несмотря на то что это довольно сложная профессия. На этом направлении самый объемный учебный план - 72 дисциплины. Мне, как ректору, хочется порой его сократить, но останавливает то, что все выпускники-психологи демонстрируют высокий уровень профессиональных знаний и не имеют проблем с трудоустройством. Думаю, что в современном мире психоэмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций профессия психолога будет приобретать все большую актуальность. Чаще всего сюда приходят абитуриенты с осознанным выбором будущей профессиональной деятельности, это выпускники медицинских и педагогических колледжей, хотя и после школы многие абитуриенты поступают на очное отделение факультета психологии.
Еще две специальности - менеджмент и экономика. По ним сегодня наблюдается снижение спроса специалистов. Но я полагаю, что это временное явление, так как компьютерные программы, все более применяемые сейчас в бухгалтерии, человека не заменят. Думаю, что эти специальности возродятся немного в другом виде, например, как экономическое прогнозирование или планирование.
Колледж представлен пятью специальностями. Две из них входят в систему двухступенчатого образования - юристы и экономисты. Очень популярна специальность "информационные системы и программирование". Здесь мы готовим кадры в соответствии с актуальными потребностями российской экономики. Еще одна специальность, необходимая в современном мире, - реклама. И это не только умение делать красивые билборды, а создание целой стратегии развития и продвижения конкретной продукции.
И пятое направление - дизайн. Вот здесь у нас, можно сказать, штучное производство. Группы очень небольшие по наполняемости, но это определено спецификой обучения. В этом году, к примеру, выпускаем всего 17 специалистов. Все востребованы, все уже знают, чем будут заниматься.
Российская газета: Почему только две специальности имеют две ступени? А как же, например, дизайн или психологи, программисты?
Инна Никитина: У психологов нет такой ступени обучения, как среднее специальное, это попросту не предусмотрено государственными образовательными стандартами. Психологи должны иметь фундаментальное высшее образование. Наука находится на стыке медицины, педагогики и коммуникативных отношений, поэтому, как я уже говорила, мы и принимаем сюда, как правило, тех, кто уже имеет об этом представление. У психологов, кстати, в отличие от других специальностей, нет заочного образования, только очное и вечернее. Что касается программирования, то одно время я полагала, что можно будет открыть и ступень высшего образования. Но после консультаций, анализа ситуации выяснилось, что программистов с руками отрывают именно отучившихся в колледже. Они очень мобильны, легко приспосабливаются к изменению задач. В колледже им дают мощную базу, и наши программисты готовы работать буквально в любой области информационных технологий.
Что касается дизайна - наши выпускники получают замечательное профессиональное образование и творческое развитие. В колледже кафедрой дизайна руководит Людмила Карнаухова, и она, без всякой ложной скромности, крупнейший специалист в Перми в области дизайна. Ребята, что учатся у нее, получают известность еще будучи студентами. Например, в саду Свердлова сделан мостик по их проекту, кубок победителей Всероссийской студенческой весны 2023 года - также работа нашего выпускника. Дизайнеров буквально расхватывают, еще когда они получают образование. Поэтому проблем с трудоустройством наши выпускники, как правило, не имеют.
Российская газета: Легко ли учиться в Прикамском социальном институте и Пермском гуманитарно-технологическом колледже?
Инна Никитина: Наш колледж создавался при институте, и с самого начала требования к учебе строились на основе вузовской модели. Сейчас в него приходит молодежь после девятого класса и, как ни печально это констатировать, у многих весьма значительные пробелы в знаниях. А они попадают в среду с высокими требованиями, с которыми никогда не сталкивались раньше. Много отчислений, в том числе из вуза, хотя у нас и платное обучение.
Мы дорожим своей репутацией, и поэтому обучение только для получения финансового интереса нами отвергается. Самое важное для Прикамского социального института и Пермского гуманитарно-технологического колледжа - студенты должны получать качественные знания и успешно их усваивать. Конечно, то, что школа не вложила за много лет, за три-четыре года не наверстать, но если молодежь старается, то мы всегда готовы помогать и создавать условия для успешного обучения.
Например, один будущий юрист как‑то на экзамене заявил, что поэт Маяковский написал стихи о советском паспорте в XVIII веке. Надо же понимать, что правоведы должны быть разносторонне развитыми людьми, им же предстоит работать с широчайшим кругом вопросов, толковать и применять законы, доводить свою позицию до других лиц и отстаивать свое мнение. Общая эрудиция, кругозор - они очень важны для специалиста-профессионала. Или еще пример: пришел парень учиться на программиста с вполне приличным аттестатом. Представление о профессии у него сформировалось только на основе пользовательских навыков ПК. А в процессе обучения выясняется, что он не умеет складывать дроби и в математике просто не разбирается. Но ведь в программировании без этого же никак. Поэтому мы стараемся держать уровень требований, а отсюда и отчисления.
Российская газета: Сейчас очень модный тренд - цифровые технологии, как у вас с ними обстоят дела?
Инна Никитина: Мы стремимся шагать в ногу со временем. К примеру, у нас много лет были сложности с распределением аудиторий для занятий. Наши студенты-программисты создали электронную платформу "Аудиторница". В ней сразу видно: кто, где и когда занимается. Уже не представляем, как мы жили раньше без этого сервиса. Они же внедрили электронный макет расписания занятий. И тут очень ярко сработало сопряжение специальностей колледжа.
Программы есть? Есть. Но и их визуализация тоже должна быть на высоте. Поэтому подключились наши дизайнеры, сделали яркую обложку этим платформам. Вообще, у нас такая совместная деятельность очень широко применяется. Те же дизайнеры решили обновить свою аудиторию-мастерскую. Творческих идей - масса, но встал вопрос в смете. И тут подключаются экономисты и все обсчитывают.
В итоге получилось, что уже научились работать в связке. Плюс за реализацию таких проектов ребята получили скидки по оплате учебы.
Вообще, что в колледже, что в вузе у нас царит атмосфера взаимопомощи и сотрудничества. Это сложилось в процессе становления учебного заведения, да и приходят к нам ребята увлеченные, открытые для общения и готовые всегда прийти друг другу на помощь. Вливайтесь в нашу семью!
Между тем
Прикамский социальный институт издает свой научный журнал. Он распространяется среди пермских вузов, а также поступает в высшие учебные заведения еще 17 городов России.
Справка
В Прикамском социальном институте и Пермском гуманитарно-технологическом колледже учится более тысячи студентов. Учебные занятия ведут порядка 100 преподавателей.