Успешная модель

Прикамский социальный институт готовит высококвалифицированных специалистов
Почему психологи должны быть разносторонне образованны, а юристы знать поэзию, рассказала ректор Прикамского социального института Инна Никитина.
Прикамский социальный институт имеет все необходимое для того, чтобы вести полноценную образовательную деятельность
Прикамский социальный институт имеет все необходимое для того, чтобы вести полноценную образовательную деятельность / АНО ВПО "Прикамский социальный институт"

Российская газета: Инна Филипповна, в вашем вузе действует уникальная двухступенчатая модель образования. В чем преимущества такой системы обучения? Как давно она появилась?

Инна Никитина: Прикамский социальный институт, хоть и частное учреждение, имеет все необходимое для того, чтобы вести образовательную деятельность. Изначально был только вуз, и мы готовили специалистов с высшим образованием. Но всегда где‑то рядом витала идея создать многоступенчатую модель образования. На мой взгляд - очень удачный вариант обучения, когда молодой человек выстраивает свою образовательную парадигму уже с колледжа.

Начиная со среднего специального образования, студент постепенно становится специалистом с высшим образованием. Сначала у нас появился факультет СПО. Это произошло в 2015 году, он сразу стал довольно популярным, и мы решили создать отдельное учебное заведение. Сейчас это Пермский гуманитарно-технологический колледж, который работает под одной крышей с Прикамским социальным институтом.

Российская газета: Кого готовят ваши учебные заведения? Какие профессии наиболее популярны и востребованы?

Инна Никитина: В Прикамском социальном институте у нас четыре направления бакалавриата. Это юриспруденция, психология, экономика и менеджмент. Спрос на профессию юриста не уменьшается уже много лет. К нам постоянно приходят запросы на сотрудников из самых разных ведомств - это и суды, правоохранительные органы, и сугубо гражданские предприятия и организации. Специалисты в данной области весьма востребованы. В последние годы отмечается рост интереса у абитуриентов к направлению подготовки "Психология", несмотря на то что это довольно сложная профессия. На этом направлении самый объемный учебный план - 72 дисциплины. Мне, как ректору, хочется порой его сократить, но останавливает то, что все выпускники-психологи демонстрируют высокий уровень профессиональных знаний и не имеют проблем с трудоустройством. Думаю, что в современном мире психоэмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций профессия психолога будет приобретать все большую актуальность. Чаще всего сюда приходят абитуриенты с осознанным выбором будущей профессиональной деятельности, это выпускники медицинских и педагогических колледжей, хотя и после школы многие абитуриенты поступают на очное отделение факультета психологии.

Еще две специальности - менеджмент и экономика. По ним сегодня наблюдается снижение спроса специалистов. Но я полагаю, что это временное явление, так как компьютерные программы, все более применяемые сейчас в бухгалтерии, человека не заменят. Думаю, что эти специальности возродятся немного в другом виде, например, как экономическое прогнозирование или планирование.

Колледж представлен пятью специальностями. Две из них входят в систему двухступенчатого образования - юристы и экономисты. Очень популярна специальность "информационные системы и программирование". Здесь мы готовим кадры в соответствии с актуальными потребностями российской экономики. Еще одна специальность, необходимая в современном мире, - реклама. И это не только умение делать красивые билборды, а создание целой стратегии развития и продвижения конкретной продукции.

Инна Никитина: Что в колледже, что в вузе у нас царит атмосфера взаимопомощи и сотрудничества. Фото: АНО ВПО "Прикамский социальный институт"

И пятое направление - дизайн. Вот здесь у нас, можно сказать, штучное производство. Группы очень небольшие по наполняемости, но это определено спецификой обучения. В этом году, к примеру, выпускаем всего 17 специалистов. Все востребованы, все уже знают, чем будут заниматься.

Российская газета: Почему только две специальности имеют две ступени? А как же, например, дизайн или психологи, программисты?

Инна Никитина: У психологов нет такой ступени обучения, как среднее специальное, это попросту не предусмотрено государственными образовательными стандартами. Психологи должны иметь фундаментальное высшее образование. Наука находится на стыке медицины, педагогики и коммуникативных отношений, поэтому, как я уже говорила, мы и принимаем сюда, как правило, тех, кто уже имеет об этом представление. У психологов, кстати, в отличие от других специальностей, нет заочного образования, только очное и вечернее. Что касается программирования, то одно время я полагала, что можно будет открыть и ступень высшего образования. Но после консультаций, анализа ситуации выяснилось, что программистов с руками отрывают именно отучившихся в колледже. Они очень мобильны, легко приспосабливаются к изменению задач. В колледже им дают мощную базу, и наши программисты готовы работать буквально в любой области информационных технологий.

Что касается дизайна - наши выпускники получают замечательное профессиональное образование и творческое развитие. В колледже кафедрой дизайна руководит Людмила Карнаухова, и она, без всякой ложной скромности, крупнейший специалист в Перми в области дизайна. Ребята, что учатся у нее, получают известность еще будучи студентами. Например, в саду Свердлова сделан мостик по их проекту, кубок победителей Всероссийской студенческой весны 2023 года - также работа нашего выпускника. Дизайнеров буквально расхватывают, еще когда они получают образование. Поэтому проблем с трудоустройством наши выпускники, как правило, не имеют.

Российская газета: Легко ли учиться в Прикамском социальном институте и Пермском гуманитарно-технологическом колледже?

Инна Никитина: Наш колледж создавался при институте, и с самого начала требования к учебе строились на основе вузовской модели. Сейчас в него приходит молодежь после девятого класса и, как ни печально это констатировать, у многих весьма значительные пробелы в знаниях. А они попадают в среду с высокими требованиями, с которыми никогда не сталкивались раньше. Много отчислений, в том числе из вуза, хотя у нас и платное обучение.

Мы дорожим своей репутацией, и поэтому обучение только для получения финансового интереса нами отвергается. Самое важное для Прикамского социального института и Пермского гуманитарно-технологического колледжа - студенты должны получать качественные знания и успешно их усваивать. Конечно, то, что школа не вложила за много лет, за три-четыре года не наверстать, но если молодежь старается, то мы всегда готовы помогать и создавать условия для успешного обучения.

Например, один будущий юрист как‑то на экзамене заявил, что поэт Маяковский написал стихи о советском паспорте в XVIII веке. Надо же понимать, что правоведы должны быть разносторонне развитыми людьми, им же предстоит работать с широчайшим кругом вопросов, толковать и применять законы, доводить свою позицию до других лиц и отстаивать свое мнение. Общая эрудиция, кругозор - они очень важны для специалиста-профессионала. Или еще пример: пришел парень учиться на программиста с вполне приличным аттестатом. Представление о профессии у него сформировалось только на основе пользовательских навыков ПК. А в процессе обучения выясняется, что он не умеет складывать дроби и в математике просто не разбирается. Но ведь в программировании без этого же никак. Поэтому мы стараемся держать уровень требований, а отсюда и отчисления.

Российская газета: Сейчас очень модный тренд - цифровые технологии, как у вас с ними обстоят дела?

Инна Никитина: Мы стремимся шагать в ногу со временем. К примеру, у нас много лет были сложности с распределением аудиторий для занятий. Наши студенты-программисты создали электронную платформу "Аудиторница". В ней сразу видно: кто, где и когда занимается. Уже не представляем, как мы жили раньше без этого сервиса. Они же внедрили электронный макет расписания занятий. И тут очень ярко сработало сопряжение специальностей колледжа.

Программы есть? Есть. Но и их визуализация тоже должна быть на высоте. Поэтому подключились наши дизайнеры, сделали яркую обложку этим платформам. Вообще, у нас такая совместная деятельность очень широко применяется. Те же дизайнеры решили обновить свою аудиторию-мастерскую. Творческих идей - масса, но встал вопрос в смете. И тут подключаются экономисты и все обсчитывают.

В итоге получилось, что уже научились работать в связке. Плюс за реализацию таких проектов ребята получили скидки по оплате учебы.

Вообще, что в колледже, что в вузе у нас царит атмосфера взаимопомощи и сотрудничества. Это сложилось в процессе становления учебного заведения, да и приходят к нам ребята увлеченные, открытые для общения и готовые всегда прийти друг другу на помощь. Вливайтесь в нашу семью!

Между тем

Прикамский социальный институт издает свой научный журнал. Он распространяется среди пермских вузов, а также поступает в высшие учебные заведения еще 17 городов России.

Справка

В Прикамском социальном институте и Пермском гуманитарно-технологическом колледже учится более тысячи студентов. Учебные занятия ведут порядка 100 преподавателей.

Реклама, 16+, АНО ВПО "Прикамский социальный институт", ИНН 5905020348
erid: F7NfYUJCUneLsWT3tbDX