Ольга Ивановна, что за 35 лет принципиально поменялось в театре?
Ольга Бабаева: Мы выработали свой стиль. С тем, что кукла - наш полноправный партнер, мы определились на пятом-шестом году жизни. Второе открытие дошло до нас позже. Есть театр драмы, музкомедии, есть ТЮЗ и театр кукол, а мы - балаганщики. Что такое балаган? Это смесь всех направлений, жанров и стилей, вообще всего на свете. Для чего? Чтобы публике было интересно. Она зашла к нам на праздник, и ее надо удержать. А балаганный стиль не ограничивает нас никакими рамками. Мы можем шутить, говорить на полном серьезе, смеяться сквозь слезы - главное, чтобы зрителям было интересно.
Юбилейный спектакль так и назвали - "Балаганищщще". Он рассказывает публике про традиционные русские праздники начиная с Рождества. В основу спектакля положен роман Ивана Шмелева "Лето Господне", в котором автор описывает год православного русского человека, его жизнь день за днем. Но мы же не могли просто поставить этот роман. Нужен был ход. И я подумала: а почему бы нам не рассказать со сцены про годовой цикл русских праздников? Сейчас с ужасом понимаю, насколько далеко современные русские люди ушли от этого годового круговорота. Мы стали другими. Между поколениями огромная пропасть, и наш театр хоть как-то пытается ее сузить.
Какими стали за это время артисты театра?
Ольга Бабаева: Это необычные артисты, непохожие ни на каких других. У нас особенный образ жизни. Весь реквизит, костюмы, куклы, мебель сделаны своими руками. Наши артисты - все мастеровые, никто не сидит без дела. Девушки шьют, штопают, стирают, моют полы, а парни строгают, пилят, фонограммы пишут. Работа идет бесконечно. Артисты растут вместе с театром. Расти нужно быстро, потому что сейчас все стремительно меняется. На юбилее я им сказала: "Мечты сбываются. Говорю вам по собственному опыту. Просто иногда вы мечтаете о таком, что Господь думает: зачем вам это надо? И делает вид, что не слышит".
Кстати, что это за история с "Территорией патриотизма"?
Ольга Бабаева: Мы же переехали на другую площадку. До этого 27 лет размещались в ДК одного крупного завода. Это были непростые времена, нас постоянно попрекали, шпыняли, грозили выселением. А восемь лет назад поставили совсем уж невыполнимые условия по аренде. Театр перебрался в городской дворец культуры и оказался в идеальных, на мой взгляд, условиях для работы, созданных для нас директором Инной Рязановой. У нас появилась куча комнат для хранения всего огромного хозяйства.
Однажды наши пацаны говорят: "А может, нам вокруг беседки виноград посадить?". Беседка появилась благодаря Инне Владимировне, которая после капремонта здания не дала выбросить железные решетки, снятые с окон, на свалку - из них сварщики сделали беседку. Сейчас там растет виноград, а на месте свалки со строительным мусором сделана альпийская горка.
И как-то мне Александр, художник ДК, сказал: "То, что вы сделали, это и есть патриотизм. Глядя на вас, я в палисаднике около своего подъезда начал высаживать цветы". Так и родилось название. Теперь я говорю своим: "Мужики, "Территория патриотизма" требует полива". Преображать мир вокруг себя, откликаться на просьбу о помощи - это наша тема.
В театре накоплен огромный багаж кукол. Какие стали для вас самыми дорогими?
Ольга Бабаева: В октябре прошлого года мы сделали огромных летающих птиц на шестиметровых удочках. Сначала это были Птицы-легенды, когда мы ставили спектакль "Легенды об Алтае". Потом появились Жар-птицы, открывающие спектакль "Балаганищщще". По сюжету они прилетали на рассветной заре в самый темный час, пока люди добрые крепко спали. Не спали лишь скоморохи-насмешники, которые их напугали так, что одна из Птиц уронила на землю свое волшебное перо. Скоморохи подхватили перо и давай им весь мир расцвечивать. Зрители в восторге от таких кукол.
Самая сложная аудитория в зрительном зале?
Ольга Бабаева: Дети без родителей, классы с учителями. Но нам удалось справиться с этой сложной историей. В ДК Барнаула наш театр играет на новогодних праздниках по тридцать спектаклей для школьников. Используем "закон зрительского интереса" - каждые три минуты на сцене что-то меняется и что-то происходит. "Дети, что сказал вот этот персонаж? Ну-ка, повторите... Давайте хлопнем в ладоши, чтоб он появился". И таких приемов масса - то компьютерная игра включается, то шары в зал летят, то вопросы задаем. Дети начинают чувствовать себя сопричастными к действию на сцене и понимают, что если начнут отвлекаться, то пропустят что-нибудь интересное. Мы всерьез озабочены тем, как привить любовь к театру современному ребенку, вырастить из него настоящего зрителя.
Вы пишете пьесы к спектаклям "Кукол-великанов". Сейчас это сложнее делать?
Ольга Бабаева: Пьесы я сочиняю лишь потому, что меня не устраивает то, что есть. Даются пьесы по-разному. Но мы стараемся оставаться верными себе. Почему я говорю "мы"? Редко бывает, чтобы сценарий я писала одна. Всегда даю своим артистам задачи, и когда они их выполняют, мне важно увидеть некий срез будущего спектакля глазами разных людей. Так, кстати, рождался сценарий "Балаганищщща" - ребята делали этюды по отдельным главам романа Шмелева, и я понимала, что именно им интересно в той же теме Троицы.
Работать над "Балаганищщщем" театр начал в пандемийный год. И были мы на полном нуле. Заработаем где-нибудь три тысячи, потом десять тысяч - делим на девятерых. Два года так выживали. Летом я смотрю на нашу заработную плату (три с половиной - семь тысяч) и понимаю, что до Нового года улучшения ждать не стоит. Иду в крестный ход к Коробейниковской церкви, где знаменитая икона Казанской Божьей матери, с одной мыслью: имею ли я право держать девять человек, которым надо семьи кормить? Удалось поговорить с отцом Никандром. Он выслушал меня и сказал: православный человек должен брать на себя прав больше, чем остальные, и вы поймите одно: "Надо держаться вместе. Во все века надо было мужику дом построить - вся деревня помогала. Держите нос по ветру, как мой спаниель Роня".
Так и сделали. Брались за любую работу, даже кресла обшивали. В начале осени у директора нашего ДК возникла идея принять наш коллектив в штат, попросив у горадминистрации дополнительные ставки. Это была непростая история, но Инна Владимировна всех убедила. Так нам удалось выжить в пандемию.
А потом начался такой вал заказов, что "Балаганищщще" для нас поневоле отошел на задний план. И вдруг нас просят показать на ВДНХ в Москве уличный спектакль, связанный с Алтаем. "Давайте вашу "Масленицу, она хорошо откатанная", - такое было предложение. Но стояла уже поздняя осень 2023-го, "Масленица" была бы неуместна. Я предложила живой календарь русских праздников - "Балаганищщще". Времени оставалось совсем мало, но мы его сделали.
Миллион раз я спрашивала у самой себя: "Если бы не театр, что бы делала?" Миллион раз приходила к выводу, что я не вижу больше такого, чтобы я делала с тем же удовольствием". Подчеркну - в своем театре.
Есть спектакль, о котором вы всю жизнь мечтаете, но никак не удается поставить?
Ольга Бабаева: Нет. Мы же не ставим готовые пьесы, а беремся за то, что нас волнует в данный момент. Взять один из свежих спектаклей "Новый год. Перезагрузка". Я сказала артистам: "Пусть каждый расскажет об основных проблемах сегодняшнего дня". Главные из них вошли в спектакль, где основной темой стало наше погружение в компьютерную зависимость. Особенно детей. Причем опасную тему нашествия виртуальной реальности "Куклы-великаны" первый раз подняли давно, когда она выглядела безобидной страшилкой. У нас шел детский спектакль о том, как Виртуалий Единственный и Баба-яга захотели переформатировать Новый год. А теперь делаются попытки переформатировать весь мир.