Почему именно сейчас компания запускает этот проект и что модернизация даст нам, покупателям? Об этом мы расспросили Владислава Буханова, председателя совета директоров агрохолдинга "Саянский бройлер".
Владислав Валерьевич, "Саянский бройлер" занимается модернизацией, начиная с 2009 года. Кажется, за это время агрохолдинг реконструировал все, что можно: зачем потребовалось новое глобальное обновление?
Владислав Буханов: Действительно, первая большая модернизация у нас прошла в 2009-2014 годах. Тогда мы переходили от советских стандартов к мировым. С 2018 года мы дополнительно обновляли птичники, не вошедшие в проект модернизации. Но легко подсчитать, что тому оборудованию, тем клеткам и компьютерам, что мы ставили в 2009 м, уже 15 лет - они фактически выработали свой ресурс. Чтобы поддерживать высокие стандарты, внедренные нами и к которым привыкли наши покупатели, оснащение цехов нужно обновлять.
Поэтому первая цель модернизации - это замена техники и оборудования, которые отслужили свое.
Есть и другие цели реконструкции?
Владислав Буханов: Конечно. Увеличение объемов производства - это главная цель. Есть поручение президента РФ: к 2030 году нарастить выпуск сельхозпродукции на 25 процентов по сравнению с 2021 годом и в 1,5 раза нарастить экспорт. Потенциал для этого у нас есть - начиная с производства собственных кормов до конечного продукта.
Ну и конечно, мы обеспечиваем продовольственную безопасность Иркутской области. Не случайно во время Петербургского международного экономического форума мы подписали соглашение с регионом в лице губернатора Иркутской области Игоря Кобзева.
Спрос на куриное мясо сегодня высокий - мы все это видим. А крупных хозяйств на востоке страны не так много. И мы, отвечая на запросы покупателей, готовы наращивать поставки как внутри Приангарья, так и в Бурятию, Забайкальский край, а возможно, и в более удаленные регионы.
Наконец, обновление оборудования поможет обеспечить высокую производительность труда. А это очень важно - ведь с производительностью напрямую связан размер зарплат.
Сельское хозяйство тоже включилось в "зарплатную гонку"?
Владислав Буханов: И наша отрасль в целом, и город Саянск в частности не исключение - мы находимся в условиях жесткой конкурентной борьбы за кадры. Выбор невелик: тут или повышать зарплаты, создавать условия, обучать людей - или завозить работников "со стороны". Однако мы принципиально никогда не пользовались услугами трудовых мигрантов из зарубежья - убеждены, что в Саянске есть свои высококлассные профессионалы.
Более того, наши работники готовы приводить своих детей на производство, что называется, "в профессию". Чтобы это происходило, чтобы была смена поколений, мы готовы создавать условия и будем участвовать во всех программах, которые сегодня реализует государство для привлечения и закрепления молодых специалистов. То есть мы стремимся поддерживать образовательные и карьерные устремления специалистов. К тому же в самом Саянске сейчас создаются весьма благоприятные условия для семей: детские сады и школы работают в одну смену, действуют учреждения дополнительного образования.
Подчеркну такой факт: на нашем предприятии работает немало трудовых династий, и мы прилагаем все усилия, чтобы эта традиция продолжалась.
В планах "Саянского бройлера" - создание своего логистического центра. Это связано с ожидаемым увеличением выпуска конечной продукции?
Владислав Буханов: Да, мы хотим расширять географию продаж охлажденного мяса птицы, так называемого суперфреша. Эта продукция пользуется высоким спросом: иркутяне уже привыкли, что на прилавках всегда есть охлажденные тушки, грудка, крылышки, ножки. Теперь мы хотим наладить поставки этого товара по области. По технологии, у нас есть 10 дней - от момента, когда тушка сошла с конвейера в цеху птицефабрики, и до момента, когда ее купили и положили на сковородку. Этот срок позволяет возить охлажденную продукцию, например, в Братск, Улан-Удэ и даже в Читу. А грамотная логистика позволит сократить время между производством и выкладкой на прилавок до двух-трех дней. Однако для этого нужны склады, авторефрижераторы, правильные условия продажи. Значит, нам нужна своя система логистики, чтобы быть уверенным в том, что температурный режим доставки продукции будет соблюден от цеха до прилавка.
Безусловно - охлажденная продукция востребована торговыми сетями, и, конкурируя за покупателей, они стремятся предлагать им максимально свежую продукцию. Значит, мы должны обеспечивать нашим крупным партнерам ежедневные поставки "суперфреш". Для этого тоже нужно развивать свою систему логистики. Тем более что на крупных сетевых партнеров у нас приходится примерно треть продаж продукции.
Кроме того, нам нужно обеспечивать новые форматы торговли: например, поставки для сферы HoReCa (то есть в отели, рестораны, кафе). Это крайне перспективный рынок.
Наконец, меняются требования наших потребителей, меняется трафик на дорогах - он становится плотнее. И если раньше можно было доставить товар сразу в несколько точек, задействовав один десятитонный фургон, то сейчас приходится отправлять трехтонные машины, а то и полуторатонные грузовички, - чтобы успеть в несколько торговых точек вовремя. Это тоже требует перестройки логистики.
Где появится логистический центр?
Владислав Буханов: Первым, в рамках проекта модернизации, будет создан логистический комплекс в Иркутской агломерации - это наш основной рынок сбыта сегодня и самый перспективный, стабильно растущий рынок потребления. В будущем хотим открыть еще два центра: в Братске - потому что сейчас мы работаем там через партнеров или "с колес", и в Ангарске.
Если не секрет, какова стоимость проекта? И пользуется ли предприятие господдержкой для его реализации, например грантами?
Владислав Буханов: На сегодня весь инвестпроект оценивается в 4,7 миллиарда рублей. И на его реализацию мы готовимся привлекать банковские кредиты. Еще в прошлом году, когда мы обсуждали наши планы с региональным правительством, предполагалось, что проект сможет получить льготное финансирование под 3 процента годовых, однако сегодня ставка составляет уже примерно 10 процентов. Понятно, что при этом срок окупаемости резко возрастает, поэтому по просьбе банков мы разделим весь проект на этапы, чтобы повысить эффективность вложенных средств и обеспечить более быстрый их возврат. Безусловно, надо учитывать и возможности закупки оборудования и комплектующих: параллельный импорт - это и удорожание, и значительное увеличение сроков поставок.
Но "Саянский бройлер" и первую свою модернизацию проводил, используя банковский кредит. У нас не было грантов, не было невозвратных денег. Но за счет повышения эффективности предприятия, за счет того, что тем же коллективом стали производить больший объем продукции при более разнообразном ассортименте - тогда вывели на рынок охлажденное мясо, стали продавать не только тушки, но и отдельно филе, грудку, крылышки, ножки, - мы смогли и повышать зарплаты, и возвращать займы.
Пойдем по этому пути и сейчас. Сегодня это главная экономическая тенденция всех успешных компаний - быть конкурентоспособным, востребованным, полностью соответствовать всем реалиям рынка.