19.06.2024 08:00
Поделиться

На Октябрьской железной дороге повышают безопасность переездов

Международный день безопасности на железнодорожных переездах в Петербурге отметили необычной акцией. Российский атлет Денис Вовк силой собственных мускулов протащил через переезд поезд "Ласточка" общим весом более триста тонн. Водители, которые ждали открытия движения, получили не только яркие впечатления, но и памятки о необходимости соблюдать правила дорожного движения и быть особо внимательными на подъездах к железнодорожным путям.
Денис Вовк протащил поезд "Ласточка" общим весом в 300 тонн.
Денис Вовк протащил поезд "Ласточка" общим весом в 300 тонн. / Святослав Акимов

"Я не могу - и никто не может"

В начале мая Денис установил мировой рекорд - сдвинул с места поезд "Сапсан" общим весом более 650 тонн. С помощью специальной лестницы и троса он переместил состав примерно на полтора метра. Вообще можно сказать, что для спортсмена такие акции входят в привычку - год назад на станции Горный парк "Рускеала" атлет Федерации силового экстрима сдвинул с места "Рускеальский экспресс" весом 120 тонн. Однако на этот раз у него - социальная миссия.

- Мы не ставили перед собой задачу установить рекорд, - говорит Денис Вовк, - а хотели привлечь внимание автолюбителей к проблеме безопасного пересечения железнодорожных путей. Напомнить им, что необходимо обращать внимание на знаки, соблюдать ПДД, останавливаться в положенных местах.

У железнодорожного переезда в Белоострове установили баннер с фотографией Дениса и ярко-алой надписью. Этот цвет входит в корпоративную колористическую палитру РЖД, но также красный - цвет опасности, цвет предупреждения.

"Я могу сдвинуть электропоезд весом 300 тонн, но не могу остановить его на ходу. И вы не пробуйте!" - гласит надпись.

В том, что силой мускулов одного человека можно сдвинуть с места многотонную махину, зрители и журналисты убедились сразу после того, как спортсмен закончил разминку. К передней части поезда присоединили специальную муфту, которая используется для сцепки и буксировки. Помощники Дениса обмотали ее металлическими цепями, а уже к ним карабинами присоединили "сбрую" - очень прочные тросы, которые в свою очередь крепятся к специальному жилету. Его надевает спортсмен.

"Ласточку" установили с одной стороны переезда примерно на расстоянии четырех метров. С другой стороны встал тепловоз - к нему прикрепили толстый канат, перехватывая который спортсмен начал движение. "Пошел!", "Давай, давай!" - кричали зрители. На этот раз Денис обошелся без специальной лестницы - обычно такое приспособление используют атлеты, двигая очень тяжелые объекты. В акции с "Сапсаном" лестница применялась, к примеру. Но на этот раз роль усиленных упоров сыграл рифленый резинокордовый настил железнодорожного переезда. А уже после того, как все получилось, Денис Вовк пояснил, что для совершения таких сверхсиловых акций нужна не только отличная физическая форма, но и правильный психологический настрой.

- Ты должен сфокусироваться и четко знать каждое свое действие, - рассказывает спортсмен. - Нужно справиться с волнением, и тогда все получится.

Человеческий фактор уравновесит техника

Этот же совет - быть внимательным, просчитывать свои действия, не отвлекаться от дороги - можно дать всем автомобилистам. По статистике, абсолютное большинство ДТП на железнодорожных переездах происходит по вине водителей, которые злостно нарушают правила дорожного движения. С начала этого года в границах Октябрьской железной дороги уже произошло восемь дорожно-транспортных происшествия (за 2023 год - девять ДТП), из них на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области - пять.

Железнодорожники со всей стороны разрабатывают технические приспособления, устройства и методы, с помощью которых можно снизить аварийность на переездах. К шлагбаумам все давно привыкли, и недисциплинированные водители иногда даже позволяют себе объезжать их. Шлагбаум перекрывает не всю ширину дороги - это опасно, ведь автомобиль может оказаться на путях как в ловушке, поэтому в зонах интенсивного движения устанавливают также устройства заграждения переезда (УЗП). Они представляют собой специальные плиты, которые поднимаются из дорожного полотна при приближении поезда в направлении движения автомобилей. Преодолеть сравнительно высокое УЗП на машине нельзя, но вот если наехать на него с другой стороны, плита опустится и даст возможность покинуть опасную зону.

С появлением высокоскоростных поездов по маршруту их следования на переездах стали также устанавливать противотаранные устройства. Как рассказа корреспонденту "РГ" начальник дирекции инфраструктуры Октябрьской железной дороги Сергей Осташко, такой может выдержать удар груженого КамАЗа.

- Современные средства предотвращения ДТП на пересечениях авто- и железных дорог относятся к безлюдным технологиям. Сигнал к закрытию или открытию переезда автоматически передается от рельсовой цепи к шлагбауму при приближении поезда. Время закрытия на каждом переезде рассчитывается отдельно и зависит от установленной скорости движения поездов по участку пути, - добавляет железнодорожник. - Кроме того, система контролирует положение шлагбаума, его целостность и передает информацию на пульт дежурному по железнодорожной станции, находящейся вблизи переезда.

На переездах, где не предусмотрено дежурного работника, в прошлом году решили попробовать установить автоматические шлагбаумы. Такие устройства уже работают на переездах 57-й км станции Войсковицы, 49-й км перегона Гатчина-Варшавская - Сиверская, 415-й км перегона Томицы - Блокпост 417-й км, 529-й км участка Томицы - Чална Онежская.

Кроме того, в 2023 году навигаторы в смартфонах начали предупреждать водителей о приближении к путям. В ночное время опасный участок сделает более заметным светоотражающая разметка.

А самый лучший способ предотвратить ДТП на переездах - развести транспортные потоки, направив автомобили по виадукам над железнодорожными путями. Такая работа в Петербурге и Ленинградской области тоже ведется. Например, в Колпинском районе в ходе реконструкции Петрозаводского шоссе железнодорожный переезд демонтировали в прошлом году, его заменят сразу три путепровода, что позволит избавиться от километровых пробок у переезда ж/д путей в поселке Понтонный. Однако в целом это задача на годы вперед - в двух соседних регионах сегодня эксплуатируется 473 железнодорожных переезда, а всего в границах Октябрьской железной дороги их 1360.

Тише и безопаснее

Важный аспект обеспечения безопасности на железнодорожных переездах - это их техническое состояние. Например, в границах ОЖД полностью устранена проблема "треугольника видимости" - приближающийся поезд водитель может заметить не менее чем за 800 метров с каждой стороны. По словам Сергея Осташко, для этого в районах железнодорожных переездов убраны все потенциальные препятствия, в том числе высокая растительность. В планах ОЖД на текущий год - капитальный ремонт на 26 переездах, техническое перевооружение УЗП на пяти переездах. Кроме того, сейчас железнодорожники тестируют новые варианты настила для мест пересечения рельсов и магистралей - более безопасные благодаря поверхности, препятствующей скольжению, пробуксовке и заносу автомобилей, а также снижающие уровень шума.

Так, на железнодорожном переезде у станции Гаврилово продолжаются эксплуатационные испытания опытного образца резинокордового настила для железнодорожных переездов, уложенного в августе 2023 года. А на железнодорожном переезде вблизи станции Сусанино (49-й км направления Санкт-Петербург - Витебск, перегон Семрино - Вырица) пройдут испытания опытного образца резинобетонного настила.

Эксперименты - результат работы центра инновационного развития ОЖД, который проводит сбор информации о передовых технологиях в области транспортной отрасли, взаимодействует с разработчиком и проводит совместную работу по испытаниям опытного образца со специалистами дороги.

Сотрудники дирекции инфраструктуры пробуют не только новые материалы и технические изобретения, но и технологии.

- Мы первыми в России заключили с "Ленавтодором" соглашение о синхронизации работ по укладке асфальта на подходах к железнодорожным переездам и в междупутных участках, - рассказал Сергей Осташко. - ОЖД финансирует проведение работ, ДРСУ их проводят, поскольку специализируются на ремонте дорог. До конца года планируется выполнить асфальтировку проезжей части 98 железнодорожных переездов.

Впервые проект по организации совместных работ был реализован в 2021 году, и на сегодняшний момент асфальтовое покрытие привели в нормативное состояние уже на более чем двухстах переездах. В прошлом году по новой технологии было обновлено асфальтовое покрытие на переездах 30 в Санкт-Петербурге, 55 - в границах Ленинградской области, а кроме того, один переезд в Великом Новгороде и два в Пскове.

- В Псковской области асфальт уложен на переездах у станций Псков-Туристский, Череха и Березки, - уточнили в ОЖД. - Одновременно обновлено асфальтовое покрытие в зоне переезда и примыкающего к нему участка автодороги у станции Новгород-Пассажирский в Новгородской области. Кроме того, ежегодно проводятся работы по восстановлению асфальтового покрытия в зоне переезда непосредственно работниками дистанций пути. До конца года запланировано восстановить асфальт проезжей части в районе 267 переездов.

Справка "РГ"

ПДД РФ, 15. Движение через железнодорожные пути:

15.3. Запрещается выезжать на переезд:

- при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

- при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

- при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

- если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

- если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).