19.06.2024 09:00
Поделиться

Станислав Прокофьев: У выпускников топового вуза больше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу

Состав высшей лиги отечественного образования хорошо известен - топы рейтингов из года в год возглавляют одни и те же вузы. В их числе - Финансовый университет при правительстве РФ. О том, что рейтингование дает вузам и почему иностранцы не оставляют наши университеты без внимания, рассказал в интервью ректор университета Станислав Прокофьев.
Станислав Прокофьев: Впервые мы открываем в этом году набор на программы двух дипломов с отечественными вузами.
Станислав Прокофьев: Впервые мы открываем в этом году набор на программы двух дипломов с отечественными вузами. / Пресс-служба Финансового университета

Что для вас рейтинг RAEX, в топ-15 которого вуз стабильно входит каждый год?

Станислав Прокофьев: Рейтинг дает в первую очередь возможность сравнить себя с другими вузами. Для меня как ректора это важно, поскольку этот рейтинг вещь достаточно объективная и формализованная. Мы можем, анализируя рейтинги, сравнить, где мы впереди кого-то, где - позади. Все это позволяет задуматься, а почему все так? Что нужно изменить в системе управления вузом? Какие направления усилить?

Рейтинг позволяет позиционировать наш университет как привлекательного работодателя. Чем выше рейтинг вуза, тем лучше должен быть и контингент его преподавателей.

Абитуриентам это позволяет показать, как выглядит система обучения, какие в вузе есть активности, уникальные возможности. И, конечно, работодатели тоже изучают подобные рейтинги, по этой причине у выпускников топовых вузов больше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу.

Мы стремимся достойно себя позиционировать в ведущем отечественном рейтинге RAEX. Зарубежные ключевые рейтинги THE и QS сейчас отошли на второй план из-за сакционно-рестрикционной политики коллективного Запада. Тем не менее авторитет нашего вуза в мире остается высоким и улучшается. Так, в предметном рейтинге QS в мае 2024 года мы впервые вошли в топ-200 лучших вузов планеты по экономике, а по бухгалтерскому учету и финансам - в топ-250 лучших вузов мира.

Сейчас идет дискуссия о формировании единого рейтинга университетов стран БРИКС. Обсуждение данного вопроса проходило на Совете ректоров вузов России. В результате обсуждений Совет направил в правительство России предложение взять за основу Московский международный рейтинг "Три миссии университета", инициатором создания и использования которого является ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий.

Финуниверситет в числе первых начал вести подготовку полиспециалистов. Это как-то учитывается в рейтингах?

Станислав Прокофьев: К сожалению, состав показателей рейтингов достаточно стабилен, а образовательные инновации зачастую внедряются быстрее. Наш новый слоган - "Мы не следуем привычным трендам, мы формируем новые". Две квалификации в одном дипломе Финансового университета - один из них.

В прошлом году мы вышли на приемную кампанию с шестью программами парных квалификаций, которые указываются в документах по окончанию вуза. Сейчас их уже более 20. Причем 12 из них будут реализованы в филиалах вуза.

Специалисты узкого профиля в экономике - уже во многом вчерашний день, в крайнем случае сегодняшний, но точно не завтрашний. В современном мире от профессионала требуются знания в нескольких различных областях. Как правило, в большинстве пар квалификаций второй составляющей являются IT, информационные системы, работа с большими данными. Мы постарались именно цифровизацию сделать сегодня второй ключевой компетенцией для наших выпускников.

Что дает вузу межвузовское партнерство, которое вы активно развиваете?

Станислав Прокофьев: Впервые в своей истории мы открываем в этом году набор на программы двух дипломов с отечественными вузами - лидерами в своих академических и образовательных сферах. Долго к этому шли, думали, как нам выйти за периметр своих традиционных компетенций? Было два пути: либо нужно было бы создавать новые кафедры и лаборатории, привлекать людей под эти задачи, либо добиваться принятия в состав вуза каких-либо учебных заведений других профилей. Но это, во-первых, делается долго, дорого и сложно, во-вторых, - без гарантии конечного успешного результата.

Мы нашли иной выход из положения. Есть отечественные вузы, которые уже являются лидерами, мы предложили им кобрендинг - совместные сетевые программы под именами двух признанных в России университетов.

Первым соответствующее соглашение мы заключили с одним из самых известных инженерных вузов страны - МГТУ им. Н.Э. Баумана по подготовке специалистов по цифровизации финансовых продуктов и услуг. При этом наша задача - дать студентам качественную подготовку по экономике, а наши партнеры будут готовить их по направлению "Информационные системы и технологии". При этом три дня в неделю процесс обучения будет проходить на нашей площадке и столько же студенты будут обучаться у наших партнеров. По окончании образовательного процесса и после защиты единой выпускной квалификационной работы студенты получат сразу два диплома вузов - лидеров национальных рейтингов.

Аналогичную программу запускаем также с Государственным университетом по землеустройству по подготовке экономистов-землеустроителей с двумя дипломами. Вот-вот должны подписать с ГИТИСом соглашение по подготовке продюсеров. Кроме того, мы впервые вышли на сотрудничество с региональным университетом - подписали соглашение с Чеченским государственным университетом имени А. А. Кадырова. В этом вузе много интересных направлений, но мы выбрали два. Во-первых, исламские финансы. ЧГУ - признанный в России эксперт в этой области, у него множество контактов с университетами стран исламского мира. Партнером совместной образовательной программы будет университет имени Шейха Зайеда - одно из самых известных учебных заведений в ОАЭ. Вторая магистерская программа с ними же будет посвящена экономике устойчивого развития. Чеченский госуниверситет располагает уникальным карбоновым полигоном. На его базе проводится целый ряд исследований и образовательных программ по разным направлениям ответственного ведения бизнеса. Мы добавим к ним нашу экономическую компоненту.

Мы планируем расширять список подобных совместных программ по завершении текущей приемной кампании и в последующие годы. У нас есть уже понимание, с кем работать дальше и какие профессии будущего требуют создания нового образовательного и научного контента.

Как вуз развивает международное сотрудничество?

Станислав Прокофьев: В последнее время заметно вырос интерес к изучению экономики и культуры стран Азии. Поэтому в фокусе нашего внимания сейчас прежде всего профильные ведущие китайские вузы. У нас есть совместные с ними программы бакалавриата, магистратуры, также мы ведем переговоры о совместной аспирантуре. Многие наши студенты уже изучают китайский язык, обучаются китайской каллиграфии. Будем расширять спектр нашего сотрудничества!

Мы имеем также соглашения о реализации совместных образовательных программ с главными вузами Вьетнама, например, с Вьетнамским национальным университетом, Банковской академией Вьетнама, Университетом Хоа Бинь. Реализуем программы академического обмена с университетами Индии, причем не только студентов, но и преподавателей. В 2024 году наши студенты впервые поедут на обучение в вузы Малайзии и Индонезии.

Заключили первое соглашение о сотрудничестве с ведущим университетом из ОАЭ и планируем активизировать сотрудничество с ближневосточным регионом в целом. И, конечно, сохраняем и развиваем сотрудничество с лучшими экономическими университетами Республики Беларусь, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.

Лицей Финансового университета принял активное участие в общей стратегии университета - разворот на Восток. В мае этого года было заключено соглашение о сотрудничестве со Школой N 1 в Новом районе Западного побережья Циндао (КНР). Впервые за полувековую историю сотрудничества Финансового университета с китайскими высшими учебными заведениями мы запускаем проект по организации программ обмена на уровне средних школ, где главная роль отведена нашему лицею.

Лицею всего несколько лет, а он уже прочно обосновался в рейтингах. В чем секрет успеха?

Станислав Прокофьев: Секретов нет. Идея в том, что надо дать дорогу не только столичным талантам, но и умным и целеустремленным ребятам из регионов. Их интеллектуальный потенциал необходимо развивать еще в школе.

Лицей у нас небольшой, в нем учатся около 400 ребят, поэтому в нем высокий конкурс на поступление. Подчеркну, обучение в лицее является абсолютно бесплатным. Причем лицеисты могут в наших стенах не только учиться, но и жить, и даже питаться бесплатно.

Отличие нашего лицея от многих других учреждений среднего образования в России в том, что мы не только даем знания, но и активно готовим ребят к участию в высокорейтинговых интеллектуальных состязаниях. С ними работают и педагоги, и психологи, которые учат воспитывать в себе дух победителя, справляться со стрессами. Участвуя в разных предметных олимпиадах, ребята часто становятся победителями или призерами, тем самым делая инвестиции в свое будущее. На этой основе они могут поступить вне конкурса в любой топовый вуз, а не только в наш. При этом они всего добиваются сами.

Мы не стали территориально отделять лицей от вуза, вкладывая в понятие "предуниверсарий" его максимально полный смысл. Он находится прямо в главном учебном кампусе университета, чтобы ребята, еще учась в средней школе, могли посещать любые вузовские мероприятия - встречи с крупными бизнесменами и государственными деятелями, концерты, фестивали и соревнования.

В рамках реализации программы развития инфраструктуры мы оснастили наш лицей самым современным высокотехнологичным оборудованием. Например, для совершенствования навыков устной речи есть специальная цифровая аудитория, которая позволяет моделировать публичные выступления на разные по объему аудитории, а также получать на них реакцию виртуального зала. С целью максимально глубокого изучения естественно-научных дисциплин, таких как физика, химия, биология, в следующем году мы оборудуем студии виртуальной и дополненной реальности (VR-студии) по данным предметам.

Что представляет из себя модель предпринимательского университета, которую реализует вуз?

Станислав Прокофьев: Определенная часть наших студентов - примерно 10-20% - видит себя после окончания вуза собственниками бизнесов. У ребят есть амбиции, идеи, и наша задача - помочь им раскрыть и реализовать свой предпринимательский талант. В перспективе они будут формировать тот самый средний класс, который создает новые рабочие места и инновационные технологии.

Финансовый университет не только плотно взаимодействует с бизнесом, но и сам помогает вырастить новых успешных бизнесменов и предпринимателей. Сегодня в вузе сформирована уникальная бизнес-среда для акселерации студенческих стартапов. У нас есть бизнес-инкубатор и стартап-студия, где эти инновации могут получить поддержку от нашего пула банков-партнеров (Росбанк, Уралсиб, ВТБ, ПСБ, Альфа-Банк, Газпромбанк). Плюс мы создали систему тьюторинга или наставничества. Ребята могут пройти бесплатно курсы управления бизнесом, вступить в студенческий предпринимательский клуб. Со следующего учебного года заработает специальный бизнес-симулятор по созданию и управлению фирмой с элементами искусственного интеллекта. Создали его, кстати, тоже наши студенты.

У нас есть инфраструктура бизнес-поддержки, которая позволяет ребятам бесплатно зарегистрировать свое предприятие, будь то ООО или ИП, получить юридическую помощь и помощь в ведении учета и отчетности.

Некоторые идеи ребят, честно сказать, приятно удивляют. Я недавно вручал премию ректора одной из таких студенток. Ее зовут Мария Котик, ей 18 лет, она учится в нашем колледже в Сургуте. Она придумала и запустила инновационный проект выпуска биоразлагаемых урн для захоронения домашних животных после их кремации ROSTOK. При посадке этих урн в землю (со специальными наполнителями - семенами и удобрениями в них) из них впоследствии вырастают деревья. Так одна завершившаяся жизнь будет давать начало другой жизни, а выращенное дерево поможет сохранить память у людей о любимом питомце. Сейчас эти изделия производятся на промышленной основе, а в фирме Марии работают уже 9 сотрудников.

Предпринимательская сфера деятельности, безусловно, требует от человека особых личных качеств. Но не менее важно, чтобы начинающий предприниматель прошел обучение и получил необходимые для построения успешного бизнеса профессиональные компетенции. Без огранки алмаз не сможет стать бриллиантом.

К слову, в этом году впервые в истории Финансового университета четыре студенческих проекта, разработанных на базе нашего бизнес-инкубатора, получили патенты на изобретения, а девять студенческих инициатив вошли в топ лучших технических проектов, отобранных экспертами Минпромторга России.

Финансовый университет придает большое значение развитию культуры в обращении с интеллектуальной собственностью у предпринимателей уже со студенческой скамьи. Недавно в партнерстве с Роспатентом в университете была открыта базовая кафедра "Управление интеллектуальной собственностью", на основе которой будет сформирован центр компетенций в области создания, управления, охраны и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности.

В вузе широко распространена программа наставничества, что она дает студентам и самим наставникам?

Станислав Прокофьев: Я вижу в этом большую пользу. И мне русское слово "наставник" нравится больше, чем английское "тьютор". У нас пар "наставник - наставляемый" создано больше ста, в основном наставниками выступают успешные люди, чаще всего - наши выпускники, работающие в реальном или государственном секторах экономики.

У нас есть большой студенческий клуб "Самоуправление вне границ", в нем более 400 ребят, настроенных в основном на работу в государственных органах. Уже сейчас они трудятся на общественных началах помощниками ряда сенаторов и депутатов. Это позволяет им получить ценный опыт для дальнейшей работы в сфере госуправления.

Кроме того, мы один из немногих вузов, которые отказались от традиционной программы кураторства учебных групп со стороны преподавателей, перейдя к концепции наставничества, причем наставниками выступают лучшие студенты-старшекурсники. Они лучше понимают запросы и нужды студентов младших курсов. Такая система действует уже несколько лет и хорошо себя зарекомендовала.

Наставничество играет важную роль в профессиональном и личностном росте студентов

Возвращаясь к теме предпринимательства, хочу отметить, что наставничество играет важную роль в профессиональном и личностном росте наших студентов. Наставник, успешный в своей сфере человек, не только передает знания молодому специалисту, он помогает ему раскрыть свои таланты и способности, в том числе и отыскать в себе предпринимательскую жилку.

Как вуз проектирует новые образовательные программы? На что ориентируется, на что делаете упор, как предвосхищаете тренды?

Станислав Прокофьев: В первую очередь ориентируемся на мнение наших партнеров-работодателей. Мы проводим с ними многие часы в диалоге, организуем совместные стратегические сессии. Стараемся определить, как меняется та или иная профессия, какие новые вызовы ставит жизнь с тем, чтобы понять, чем мы на это должны отвечать. Конечно, очень важно, чтобы эксперты были заинтересованными людьми и не формально относились к этой важной задаче. Такой пул партнеров для коммуникации у нас есть, так мы проектируем учебные программы будущего.

К счастью, у нас не было опыта открытия невостребованных программ. Вы можете увидеть данные предыдущих приемных кампаний на нашем сайте - конкурс всегда очень высокий на все направления. Ежегодно у нас идет прием на более чем 140 образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Каждая из этих программ является уникальной, более 95% имеют стратегического партнера-работодателя.

Мы действительно создаем тренды. Например, для 2024 года приема у нас планируется к реализации уникальная образовательная программа подготовки военных финансистов, разработанная совместно с финансово-экономическими подразделениями Минобороны России. Новой также станет партнерская сетевая программа с Яндексом.

Некоторые программы закрываются, но не из-за их невостребованности, а в силу того, что все имеет свой жизненный цикл. Например, сейчас в меньшей степени актуальны классические программисты, а в большей востребованы бизнес-информатика, работа с большими данными. Соответственно, мы перебрасываем силы и средства на то, что нужно сегодня и будет котироваться завтра на рынке труда.

Разрабатывая новые образовательные программы, Финансовый университет стремится не только ответить на запросы работодателей, но и предоставить абитуриентам уникальные возможности для реализации их мечты о построении личной траектории успеха, предлагая множество элективных предметов и развивая линейку студенческого дополнительного образования.

Очень большой запрос на кооперацию науки и образования. Приведу пример: с отечественного рынка ушли многие западные компании, сделав недоступными для российских корпораций многие программные продукты и информационные системы. Сейчас мы работаем, в частности, с "Аэрофлотом", разрабатываем очень сложный математический аппарат для нужд гражданской авиации. Он основан на системе построения взаимосвязанных метрик и формул, позволит в перспективе увязать очень много составляющих - направлений рейсов авиалайнеров, загрузку воздушных судов, стоимость авиабилетов, скидочную политику. В итоге из огромного нагромождения цифр выстроится более эффективная экономика компании. Во все подобные проекты мы обязательно инкорпорируем наших студентов. Иногда именно их свежие мысли и незашоренность сознания позволяют нам находить совершенно неожиданные инновационные решения.

У вас почти три десятка филиалов, насколько различается уровень их кадрового и научного потенциала, образовательной и научной инфраструктуры?

Станислав Прокофьев: У нас 27 филиалов, в которых обучается более 24 тысяч студентов. Филиальная сеть Финансового университета охватывает всю страну от Санкт-Петербурга до Благовещенска, и, конечно, филиалы несколько отличаются друг от друга, так как отражают специфику уровня социально-экономического развития регионов присутствия.

Главное, к чему мы стремимся, чтобы качественный уровень преподавания в них был сопоставимым с головным вузом, стимулируя развитие образовательных процессов и технологий в соответствующих регионах. Для этого у нас есть внутривузовский проект "ФинЕдинство", нацеленный на интеграцию университета и его региональных филиалов, создание общей интеллектуальной среды и коммуникационного пространства. Преподаватели филиалов стажируются в Москве по нашим авторским программам. Более того, наши преподаватели выезжают с лекциями в регионы. У нас единая система повышения квалификации преподавателей наших филиалов. Также действует программа единой аспирантуры.

Пока еще материально-техническая база головного вуза и филиалов несколько различается, но мы за последние несколько лет смогли сделать серьезный рывок. Сейчас компьютерная и мультимедийная техника в головном вузе и филиалах практически идентичная. Мы находимся на завершающей стадии выравнивания московской и региональной инфраструктур: только в текущем году закуплено более 1400 единиц новой компьютерной техники, в 14 филиалах, реализующих программы среднего профессионального образования, созданы и заработали VR-лаборатории.

Более того, развивая филиалы, мы реализуем важную социальную миссию в части развития регионов, давая им возможность на месте готовить кадры и находить сферу применения нашим выпускникам со столичным уровнем образования.

В 2025 году Финансовый университет нацелен на участие в программе "Приоритет-2030", что это даст вузу, студентам?

Станислав Прокофьев: Мы видим, что важнейшую роль в развитии отечественного высшего образования играет программа "Приоритет-2030".

Мы могли бы попробовать войти в эту программу уже в 2024 году. Но решили подойти к этому вопросу более глубоко и осознанно. Сейчас отбираем из множества проектов те, с которыми пойдем на конкурс, ежегодно проводимый Минобрнауки России. Один из них - "Финансовый суверенитет России", два других определим к началу осени.

Получение статуса участника программы "Приоритет-2030" в случае победы на конкурсе позволит вузу укрепить свои позиции в российском академическом сообществе, подтвердить статус прогрессивного современного университета, способного предложить реальные практические решения в ответ на вызовы, стоящие перед Россией сегодня.

Систему высшего образования ждут существенные изменения, речь не про уровни образования, а скорее про формирование мировоззрения молодежи. Как вы это видите?

Станислав Прокофьев: Сейчас, мне кажется, многие эти вопросы стали гораздо более очевидными. Специальная военная операция и санкционная политика западных стран многое расставили на свои места. Теперь мы совершенно точно понимаем, что специалист без внутреннего морально-нравственного стержня вызывает вопросы. Для кого он этим специалистом станет? Для своей страны? Будет ли прикладывать усилия для ее развития или станет релокантом, работающим на благо недружественных стран? Формирование мировоззрения и воспитание молодежи - безусловно, важнейшая миссия образовательных организаций.

Тема патриотизма, прививание студентам традиционных морально-нравственных ценностей в фокусе нашего внимания будет всегда!

В Финансовом университете эта сторона работы всегда была сильной. Мы постарались развить ее еще больше. Во все образовательные программы бакалавриата с прошлого года введена дисциплина "Основы российской государственности".

Также мы понимаем, что с получением диплома воспитательный процесс не должен автоматически завершаться, поэтому молодежная политика нашего вуза направлена не только на студентов, но и на молодых преподавателей и специалистов. Это еще один из трендов, которые формирует наш вуз!

Мы реализуем двухступенчатую систему воспитательной работы: обучаем молодых преподавателей-наставников, которые впоследствии передают студентам не только знания, но традиции и ценности, становясь для студентов "лидерами мнений".

Также практикуем "Обучение служением". Его цель - решение социальных задач в рамках освоения основных образовательных программ. Одна из форм студенческого волонтерства в период проведения СВО - помощь студентов военным госпиталям. В вузе организован студенческий мини-цех, в котором шьют более 20 видов изделий для бойцов на фронте и полевых госпиталей. Еще один проект - помощь бойцам с социальной реабилитацией после их возвращения из зоны СВО. Мы предоставили тем, кто проходит лечение в Московских клинических госпиталях Минобороны России, планшеты с закаченными на них бесплатными курсами дополнительного образования. Студенты помогают их изучать, а солдаты и офицеры тем самым получают вторую гражданскую квалификацию для более успешной адаптации в мирной жизни.

Уже подписано соглашение с Фондом "Защитники Отечества", совместно с ним в будущем учебном году планируем реализовать ряд других социальных проектов. Тема патриотизма, прививание студентам традиционных морально-нравственных ценностей в фокусе нашего внимания будет всегда!