Недавно московский трамвай отметил свое 125-летие. А ведь мог бы и не дожить до этой даты! "В начале нынешнего века многим казалось, что время трамвая прошло. Под напором автомобильного лобби его сеть постоянно сокращалась", - напомнил в связи с этим событием мэр Москвы Сергей Собянин. И в самом деле: в 1990-2000-е годы трамвайная сеть в столице сократилась на треть. В 2010-м, став во главе столицы, Собянин объявил возрождение трамвая одним из главных приоритетов транспортной программы правительства Москвы. И это оказалось не просто декларацией. Город не только сохранил 35 маршрутов и 180 км линий (больше в России только в Санкт-Петербурге - 231 км), но и продолжает строить новые пути. Уже вернулся трамвай к Белорусскому и Павелецкому вокзалам. Началось строительство путей на Таганке - по улице Сергия Радонежского от площади Ильича до Андроньевской площади - это соединит существующие линии и сократит пассажирам путь до Курского вокзала. В ближайшие годы планируется запустить прямой маршрут по шоссе Энтузиастов до Курского вокзала, открыть движение на линиях по Трифоновской улице и проспекту Академика Сахарова.
Да и сами трамваи уже не те, что не давали спать москвичам домов, мимо которых ходили с таким шумом и звоном. Трехсекционные вагоны "Витязь-Москва", сделанные отечественными производителями по заказу столицы, отличает плавный, практически бесшумный ход. Низкопольные, они доступны и инвалиду-колясочнику, и маме с малышом, и студентам с велосипедами - для них есть специальные крепления. Комфорта добавляют климат-контроль, разъемы для зарядки гаджетов. Таких трамваев в городе уже 95% из имеющихся 600. К тому же 70% его линий обособленные. То есть при движении трамвай не пересекается с автомобилями - проходит по перекресткам, эстакадам без остановки там, где стоят остальные участники дорожного движения. Пользуются им сейчас ежедневно 700 тыс. пассажиров, а к 2030 году, по прогнозу властей, будет не менее 1 млн человек в сутки.
Тем не менее, к трамваям у части жителей остается немало вопросов. Почему к ним стали возвращаться, хотя, казалось бы, уже есть электробусы, столь же комфортные, но создающие меньше проблем? Причин дать снова зеленый свет трамваю в Москве, по мнению профессора Высшей школы экономики Михаила Блинкина, много. Прежде всего его вместимость: "На дорогах один трехсекционный "Витязь-Москва" заменяет до 200 автомобилей", - рассказал он "РГ". "А электробус не лучше? - спрашиваю я. - Ему, по крайней мере, рельсы не нужны". "Не лучше, - говорит Блинкин. - Электробус везет до 85 пассажиров, а трамвай - до 260 или втрое больше. Получается, чем больше трамваев, тем свободнее на дорогах. Да и с точки зрения экологии трамвай не загрязняет окружающую среду. Электробус же только едет на электричестве, а отапливается в наши холодные зимы все-таки мазутом. К тому же остается вопрос, что делать с его использованными батареями, как их утилизировать?".
Развивают в Москве и инновационные виды транспорта. Недавно журналистам показали, как на улицы города вышел беспилотный трамвай. Правда, пока без пассажиров и с водителем. Но в ходе испытаний он проехал по столице уже 200 км.
Разработкой этого трамвая занимается Центр развития электротранспорта и беспилотных технологий. Руководитель проекта Роман Хихин поделился с "РГ":
- Мы испытываем трамвай по маршруту N 10 от улицы Кулакова, где расположено депо Строгино, до станции Щукинская. Его салон оборудован лидарами и радарами-датчиками, которые сканируют путь, и видеокамерами, различающими цвета светофора. Путь тоже оснащен технологией, которая по воздуху обеспечивает взаимодействие с транспортным средством. Все поступающие с датчиков данные анализирует вычислитель, который и принимает решение, можно ехать или на пути имеется препятствие, скажем, на перекрестке горит красный свет. По словам мэра Москвы, без водителя беспилотный трамвай запустят с пассажирами до конца 2025 года. Если учесть, что больше всего в Москве сейчас не хватает именно водителей общественного транспорта, - в Центре занятости имеется 4 тыс. вакансий, можно понять, насколько актуальна для отрасли новая технология.
Пока же самый молодой общественный транспорт в Москве - водный. Первые речные электротрамваи, напомню, запустили по Москве-реке год назад от Киевского вокзала до причала "Сердце столицы" в районе жилого комплекса с одноименным названием на Шелепихинской набережной. А в мае этого года его протяженность увеличили с 7 до 12 км, конечной точкой стал парк "Фили". Москвичам это, конечно, большой плюс: легче, а летом еще и приятнее по воде добираться до этой популярной зоны отдыха.
Обслуживать новый маршрут будут 11 электросудов. В ближайшее время планируется открыть новые причалы и на втором речном маршруте, который связывает "ЗИЛ" с "Печатниками". С появлением речных трамваев альтернативные варианты поездок по городу получили 1,5 млн москвичей из 18 районов. В планах до 2030 года запустить еще пять регулярных маршрутов. Среди них "ЗИЛ - Новоспасский", "Коломенское - Южные Ворота", "Хорошево-Мневники - СберСити", Северный речной вокзал - Маяк" и "Киевский - Новоспасская". А число пассажиров, пользующихся речным транспортом, по прогнозу властей, увеличится с 6 тыс. до 24 тыс. в сутки - для них будут работать 6 электрических судов.
Кстати
Развитию судоходства по Москве-реке будет способствовать и запуск своей верфи. Ее строительство началось в декабре прошлого года, а к концу этого планируется завод достроить и в 2025 году начать и производство судов. Его мощность - до 50 судов в год.