Россия может перестать зависеть от нефтедоллара

Недавнее решение Саудовской Аравии не продлять соглашение с США о торговле нефтью за доллары многие СМИ преподнесли как большой шаг к снижению веса американской валюты и всей экономики США на мировом рынке. В действительности влияние этого события очень сильно переоценено, хотя определенный тревожный звонок для Вашингтона прозвучал.
iStock

По факту оказалось закреплено уже существующее положение вещей. США и Саудовская Аравия отдалились друг от друга не только в торговле и экономике, но и политически. Значимого удара по так называемому нефтедоллару нанесено не было. Котировки барреля как определялись в американской валюте, так и продолжают определяться сейчас. И в какой валюте идут расчеты, особого значения не имеет, ведь производятся они по курсу опять же доллара.

За последние три года от расчетов в долларах за нефть и нефтепродукты отказались многие экспортеры и импортеры. В первую очередь покупатели нашего сырья и топлива в Китае, Индии, Турции и других странах. Но вот от определения котировок барреля в американской валюте не отказался пока никто. И даже Россия здесь не исключение, цена нашей нефти Urals, которая используется для расчета налоговых выплат в бюджет, определяется в долларах.

Как заметил в беседе с "РГ" руководитель Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа Вячеслав Мищенко, США перестали быть ключевым рынком сбыта для нефти, поставляемой из Саудовской Аравии. Да и вообще перестали быть крупнейшим рынком сбыта нефти. Сейчас основной рынок - это Азия, в первую очередь Китай. Кроме того, изменились политическая ситуация и подход к вопросам международной безопасности. Власти Саудовской Аравии видят место своей страны в мире шире, чем просто как части западной или американской системы/коалиции, а также видят определенные угрозы, которые создает американское доминирование на Ближнем Востоке.

Статистика подтверждает слова эксперта. Если ранее Саудовская Аравия была главным экспортером нефти в США, то сейчас она поставляет на американский рынок 2-3% (300-500 тыс. баррелей в сутки) от его потребления. Более того, с 2016 года США больше половины своих потребностей в нефти закрывают собственной добычей.

Само решение не продлевать соглашение для рынка ничего особенно не изменило, уточняет Мищенко. Поменялась валюта контракта, а не валюта ценообразования. А цены на нефть по-прежнему формируют западные ценовые агентства в долларах. Или котировки складываются на западных торговых площадках, к которым можно отнести не только Нью-Йоркскую или Лондонскую биржу, но и биржу в Дубае.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, говорить, что решение Саудовской Аравии обвалит существующую систему торговли нефтью за доллары на бирже, конечно, не приходится, но звоночек достаточно показательный. США сами выпустили этого джинна из бутылки, начав вводить санкции против нашей страны. На Западе было ощущение, что они российский нефтебизнес похоронят, щелчком пальцев отключив его от глобальной инфраструктуры торговли нефтью. Но оказалось, что нефтью можно торговать вне этой системы. Можно не пользоваться услугами западных трейдеров, страховщиков или перевозчиков, а работать с российскими, ближневосточными или гонконгскими компаниями и вести расчеты в других валютах.

Цены на любые сорта нефти пока устанавливаются в долларах

Другое дело, что не только цены на нефть привязаны к доллару, но и национальные валюты зависят от курса к доллару. К примеру, дирхам ОАЭ полностью привязан к доллару. Даже юань очень сильно зависит от доллара, поскольку для Китая США - основной экспортный рынок. Но ситуация может измениться, считает Симонов. По его мнению, нужно идти дальше. Сейчас мы гордимся тем, что наша нефтяная отрасль выстояла под санкциями и успешно продолжает работать, несмотря на отключение от западной инфраструктуры торговли нефтью. Но можно сделать следующий шаг и задать вопрос: а почему по-прежнему котировки нашей нефти Urals считаются от долларовых котировок Brent - фантомного сорта нефти, который почти не добывается? Нам даже придумывать ничего не надо, система, которую можно скопировать, уже есть, просто сделать ее под себя. Есть страны, которые по-прежнему доверяют нефти как товару, а ЕС, к примеру, считает, что нефть скоро исчезнет. Ну и хорошо, пусть живет по своим правилам. А Россия, Китай, Индия, Саудовская Аравия создадут новую систему торговли нефтью, не привязанную к европейским или американским индикаторам. Она может копировать в чем-то западную систему, в этом нет ничего плохого, но отвечать нашим интересам. У нас должны быть другие маркерные (эталонные) сорта, другие валюты расчетов и ценообразования, говорит Симонов.

Схожая точка зрения у Мищенко. По его словам, нужно заняться ценообразованием на внутреннем рынке в рублях. Отвязать цены как на нефть, так и на нефтепродукты от западных котировок, которые номинированы в долларах.

Что касается экспортных контрактов, наиболее интересным сейчас для нас является восточное направление. Поставки нефти по трубопроводу ВСТО в Китай мы полностью контролируем от добычи до сбыта. И здесь возможно начать выстраивать двусторонние отношения с покупателями, в том числе в области ценообразования, отмечает Мищенко.