В Музее архитектуры в Москве устроили ретропоказ

Оттепель 50-х, а вместе с ней - первый спутник, атомный ледокол, полет Гагарина и научный оазис рядом с Новосибирском стали символами тех лет, когда наука в нашей стране расправила плечи, дарила смелые надежды и вдохновение поэтам. Об этом - выставка "Конструкторы науки", которая открывается 21 июня в Москве, в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Директор музея Наталья Шашкова и куратор выставки Юлия Старостенко ждут посетителей всех возрастов и профессий.
Директор музея Наталья Шашкова и куратор выставки Юлия Старостенко ждут посетителей всех возрастов и профессий. / Александр Емельяненков

Экспозиция приурочена к 300-летию Российской академии наук и, по замыслу ее организаторов, "дает собирательный образ ученого, конструировавшего новый мир и менявшего жизнь советских людей".

И на ней же - предметный рассказ о том, кто, по чьим решениям и в каких условиях проектировал, а потом строил новые здания академических НИИ, лабораторий, научных центров в ближнем Подмосковье (Пущино, Ногинск, Зеленоград), на Урале и Академгородок в Новосибирске.

Отдельной страницей на выставке - долгая эпопея с проектированием, выбором места и строительством главного здания Академии наук в Москве. Того, что теперь стало привычным для глаза на набережной Москвы-реки в районе площади Гагарина, а венчающая его конструкция из цветного металла дала повод москвичам именовать этот дом "золотыми мозгами".

"Проектная и строительная практика эпохи модернизма относительно недавно попала в поле зрения специалистов, потому что мало удалена от нас во времени, - пояснила накануне открытия выставки директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Шашкова. - До настоящего момента системно архитектурой научных учреждений второй половины ХХ века не занимался никто. Мы сделали первый шаг в этом направлении и благодарны Российской академии наук за новый вызов и новый опыт. Даже в рамках юбилейных торжеств Академия наук выполняет свою высокую миссию - содействовать приращению научного знания".