20.06.2024 10:15
Поделиться

Как ограничения на работу мигрантов повлияют на рынок труда в Амурской области

В постановлении губернатора Амурской области от 12 апреля 2024 года № 84 о запрете для иностранных граждан осуществлять деятельность в некоторых сферах на основании патентов, на мой взгляд, содержатся избыточные меры, не имеющие экономического смысла. Они могут негативно повлиять, прежде всего, на развитие экономики амурского малого бизнеса, а значит, и области в целом.

Если запрет на оптовую торговлю и производство продуктов питания, алкоголя, табака, лекарств можно рассматривать как вынужденный по соображениям безопасности, то ограничение на работы с тяжелыми условиями труда явно избыточное. Берем, допустим, добычу песка или глины. Там задействованы экскаватор или погрузчик и очень небольшое количество работников. Предприятие, занимающееся добычей, транспортирует сырье грузовыми машинами. А деятельность по грузовым перевозкам не ограничена для мигрантов, работающих по патентам. Видим явное отсутствие логики. На мой взгляд, экономика должна сама отрегулировать рынок труда: по каким позициям не хватает сотрудников, а где избыток. Во втором случае, возможно, стоит что-то ограничивать.

А там, где кадров мало, запрет брать мигрантов, работающих по патентам, только усугубляет ситуацию. В результате спрос на рабочую силу увеличится, а предложение останется на низком уровне. Соответственно, придется увеличивать зарплату. С одной стороны, это хорошо, и российские граждане, увидев денежные перспективы, пойдут работать. Но в конечном итоге все это отразится на себестоимости продукции. И главное все-таки не уровень заработной платы, а наличие свободных трудовых ресурсов. Их просто нет. Поэтому запрет в данном случае избыточный и ничего не дает.

Запрет только усугубит ситуацию: спрос на рабочую силу увеличится, а предложение останется на низком уровне

Добавлю, что переработка добытых ресурсов, выпуск стройматериалов почему-то под ограничение не попадают. То есть мигрантов нельзя привлекать на добычу глины, а на производство керамического кирпича можно? Подобная ситуация и в других отраслях. Запрет на работу трудовых мигрантов в сферах лесоводства, лесозаготовок, рыболовства и рыбоводства не введен. А в оптовой торговле лесоматериалами и пиломатериалами почему-то установлен.

Теперь о сфере услуг и розничной торговле фруктами и овощами. Не успели амурчане привыкнуть к расширившемуся ассортименту фруктово-овощных магазинов, в значительной степени созданных приезжими из Средней Азии, как теперь от этого придется отказаться. В то же время наем иностранцев на производства, где перерабатываются овощи и фрукты, а также мясо и молоко, возможен.

Зачем запрещать работы в отраслях, где не хватает россиян, либо с тяжелыми условиями труда? Силой туда амурчан загнать все равно не получится. В результате сократится предложение популярных у нашего населения услуг и товаров.

В условиях СВО из-за ухода амурских специалистов на передовую дефицит кадров в пассажирских автомобильных перевозках после введения запрета на работу водителей-мигрантов станет еще больше. Стоимость привлечения российских работников возрастет, увеличится себестоимость перевозок, а тариф увеличить не получится. В результате еще больше снизится рентабельность бизнеса и, как следствие, произойдет отток субъектов предпринимательской деятельности из этой сферы, уменьшится количество транспортных средств, что приведет к дополнительным неудобствам для пассажиров.

Учитывая, что для привлечения трудовых мигрантов в крупные федеральные проекты запреты не введены, основная тяжесть ограничений ложится на малый бизнес, то есть на самих же амурчан - предпринимателей и их клиентов.

Что касается ограничений, введенных ранее в Амурской области для сфер золотодобычи и сельского хозяйства, то, наверное, они обоснованны. На мой взгляд, в этой сфере очень важна работа служб безопасности самих предприятий, а также правоохранительных органов. Если они функционируют нормально, то и запретов никаких не надо. Раньше считалось, что привлечение иностранцев к золотодобыче приводит к неконтролируемому загрязнению территории. Но проблема была и до их прихода в эту отрасль. И опять же - почему иностранцам добывать драгметаллы нельзя, а железо или уголь можно?

Учитывая, что для привлечения трудовых мигрантов в крупные федеральные проекты запреты не введены, основная тяжесть ограничений ложится на малый бизнес

Что касается сельского хозяйства, то тут вопрос двоякий. Когда вводились ограничения, то считалось, что граждане Китая допускают очень много нарушений при работе в амурских полях, например неконтролируемо используют ядохимикаты и удобрения. Есть ли подобные факты в деятельности приезжих из Средней Азии? Честно говоря, мне неизвестно. Другое дело, если эти меры вводятся для того, чтобы обеспечить работой российских граждан. Но в таком случае должен быть соответствующий уровень заработной платы, что опять же увеличивает себестоимость продукции. В этом смысле иностранная рабочая сила в ряде случаев более конкурентоспособна, поскольку оформление по патентам для работодателя более удобно.

Определенную логику вижу в запрете в сфере деятельности по трудоустройству и подбору персонала - чтобы одни трудовые мигранты не привлекали на работу других трудовых мигрантов.

В целом же складывается впечатление, что для крупного бизнеса введено гораздо меньше запретов, чем для малого и среднего. В то же время одними ограничениями порядок на рынке труда не навести.