20.06.2024 08:50
Поделиться

Студент из Хабаровского края создал бренд одежды, продвигающий культуру КМНС

Уроженец национального села Булава Ульчского района Хабаровского края Дмитрий Иванников запустил проект, направленный на популяризацию культуры ульчей. Для этого он решил наладить выпуск одежды с национальным колоритом.
Модный показ - отличный способ популяризации и продвижения бренда среди потенциальных потребителей
Модный показ - отличный способ популяризации и продвижения бренда среди потенциальных потребителей / Из архива Дмитрия Иванникова

Подвиньте свои тапочки

По словам Дмитрия, его с детства увлекала местная культура и всегда удивляло, что ульчи относятся к ней прохладно, не ценят, не гордятся и даже порой стыдятся своей принадлежности к малочисленным народам.

- Я себя называю русским ульчем, - рассказывает автор проекта. - По национальности я русский, но в душе - самый настоящий ульч. Мне повезло родиться в селе, ведь любовь к традициям и обрядам не может сформироваться в условиях городской среды.

Село Булава (ударение надо ставить на последний слог, название произошло от ульчского "булау" - шаманский посох) славится в крае мастерами и мастерицами, талантливыми танцорами. По итогам прошлого года центр национальной культуры Булавы вошел в число лучших сельских учреждений культуры Хабаровского края, набрав 95 баллов из 100 возможных.

- Булава - кладезь талантов, - уверяет Дмитрий. - Когда тебя повсюду окружает творчество, самому хочется стать его частью. Меня в детстве привели в образцовый песенно-танцевальный ансамбль "Хоста". Подрос - перешел в ансамбль "Гива". Поступил в институт, переехал в Хабаровск и не нашел того, чем бы хотел заниматься. Решил создать что-то свое и обязательно с национальным колоритом. Обычно все знают только нанайские тапочки. Заведешь речь про культуру коренных жителей Дальнего Востока и слышишь сразу: "А, это же про нанайские тапочки! Да, видели". Удивительно, чем они так пленили людей? Спрос на них до сих пор есть. На каждой ярмарке или фестивале мастеров найдется точка с этой обувью. Поэтому решил - буду поднимать национальную культуру иначе.

А начиналось все... с танца. Дмитрий Иванников создал ансамбль при ДВГУПС, где учился. Было тяжело, но справился, доказал, что может стать руководителем. Нашел единомышленников, вместе поставили номера и решили своими силами создавать костюмы - экономия. Пришлось осваивать еще и швейную машинку, зато уж не остановились просто на сценических костюмах - заодно придумали себе мерч, чтобы выделяться. Сострочили толстовки с названием ансамбля, на следующее мероприятие сделали новые и украсили национальными узорами. Заметив, как реагируют на их образы, задумали шагнуть со сцены в мир моды и сувениров. И опять-таки захотелось хоть немного подвинуть с пьедестала пресловутые тапочки. Дмитрий с командой решили приодеть в национальное и стильное жителей края. Ну и туристов, конечно же, - приезжие охотно берут вещи с местным колоритом.

Нанайцы - короли

Коллекция Дмитрия Иванникова не ограничивается лишь ульчскими мотивами, но охватывает и другие малочисленные народы региона. Теперь на "Амурфесте" (один из крупнейших фестивалей в Хабаровске с участием местных производителей) каждый раз открывается точка "ЭйСи" - так назвал свое крохотное предприятие Дмитрий. В линейке одежды - свитшоты, худи, футболки, лонгсливы и кепки с национальными принтами. Создает узоры талантливая художница Элеонора Киле. Ее приамурские орнаменты в интересной технике исполнения уже нашли своих покупателей.

В линейке - свитшоты, худи, футболки, лонгсливы и кепки с национальными принтами

- Прошлогодняя коллекция "Четыре стихии" в разных цветах очень "зашла", - рассказывает Дмитрий. - Интересно, что к ульчским орнаментам многие применяют еще и знаки зодиака. Если, скажем, ты Овен по гороскопу, то бери свитшот черного цвета с символом огня. Кстати, из всех стихий огонь оказался самым популярным. Очень быстро разошлись футболки с надписью: "Нанайцы - короли". Это фраза из песни, которую исполнил местный рэпер. Также хорошо брали с принтами "Я - нанайка" и "Я - нанаец". Причем покупают и носят люди разных национальностей. Чаще, конечно, те, кто родом из Нанайского района, но и туристы из других городов и регионов не отстают.

На майском "Амурфесте" компания "ЭйСи" представила 14 образов - выступили на шоу с показом. Его Дмитрий ставил сам - теперь он учится еще и в институте культуры, поэтому такие постановки как раз по его профилю.

Дмитрий Иванников: Хочу сделать популярной культуру малочисленных народов Дальнего Востока. Фото: Из архива Дмитрия Иванникова

Парень признается, что торговля национальными мерчами не приносит прибыли, лишь покрывает расходы на пошив товара и работу специалистов. Но это пока - в планах поставить производство на поток.

Надежда на Бабкину

Идея Дмитрия - вернуть фольклор в современный мир, сделать его модным. При создании вещей с личинами и орнаментами используется нанайский язык. К примеру, популярны головные уборы с надписями: "Пудин" - девушка-мастерица, хранительница очага, самая прекрасная в стойбище, "Мэрген" - охотник, богатырь.

Слова и образы не выбираются просто так - Дмитрий верит в их сакральность. Поэтому "согласовывает" их со знающими людьми.

- Мы изучаем историю коренных народов, их искусство, общаемся с носителями культуры - они еще остались в селах, хотя их очень мало, - констатирует Дмитрий. - Нельзя ошибиться, когда имеешь дело с орнаментами и словами, - они несут в себе тайный смысл и даже магию, можно сказать. Знаете, почему на халатах узоры идут на манжетах и по подолу, а орнамент обязательно размещают сзади? Это обереги - они отпугивали злых духов, которые могли напасть со спины, когда человек не видит врага. Так что, в первую очередь, практическая польза, а потом уже стиль. Зато люди в такой одежде не останутся незамеченными никогда. Радует, что нашу продукцию стали заказывать жители Ульчского и Нанайского районов, - хотят носить национальное. Вы знаете, для меня ориентир - Надежда Бабкина. Она же тоже продвигает народную культуру, добавляя в нее современные ноты. Я ею восхищаюсь и хочу по ее образцу так же сделать популярной культуру малочисленных народов Дальнего Востока.