По словам Дмитрия, его с детства увлекала местная культура и всегда удивляло, что ульчи относятся к ней прохладно, не ценят, не гордятся и даже порой стыдятся своей принадлежности к малочисленным народам.
- Я себя называю русским ульчем, - рассказывает автор проекта. - По национальности я русский, но в душе - самый настоящий ульч. Мне повезло родиться в селе, ведь любовь к традициям и обрядам не может сформироваться в условиях городской среды.
Село Булава (ударение надо ставить на последний слог, название произошло от ульчского "булау" - шаманский посох) славится в крае мастерами и мастерицами, талантливыми танцорами. По итогам прошлого года центр национальной культуры Булавы вошел в число лучших сельских учреждений культуры Хабаровского края, набрав 95 баллов из 100 возможных.
- Булава - кладезь талантов, - уверяет Дмитрий. - Когда тебя повсюду окружает творчество, самому хочется стать его частью. Меня в детстве привели в образцовый песенно-танцевальный ансамбль "Хоста". Подрос - перешел в ансамбль "Гива". Поступил в институт, переехал в Хабаровск и не нашел того, чем бы хотел заниматься. Решил создать что-то свое и обязательно с национальным колоритом. Обычно все знают только нанайские тапочки. Заведешь речь про культуру коренных жителей Дальнего Востока и слышишь сразу: "А, это же про нанайские тапочки! Да, видели". Удивительно, чем они так пленили людей? Спрос на них до сих пор есть. На каждой ярмарке или фестивале мастеров найдется точка с этой обувью. Поэтому решил - буду поднимать национальную культуру иначе.
А начиналось все... с танца. Дмитрий Иванников создал ансамбль при ДВГУПС, где учился. Было тяжело, но справился, доказал, что может стать руководителем. Нашел единомышленников, вместе поставили номера и решили своими силами создавать костюмы - экономия. Пришлось осваивать еще и швейную машинку, зато уж не остановились просто на сценических костюмах - заодно придумали себе мерч, чтобы выделяться. Сострочили толстовки с названием ансамбля, на следующее мероприятие сделали новые и украсили национальными узорами. Заметив, как реагируют на их образы, задумали шагнуть со сцены в мир моды и сувениров. И опять-таки захотелось хоть немного подвинуть с пьедестала пресловутые тапочки. Дмитрий с командой решили приодеть в национальное и стильное жителей края. Ну и туристов, конечно же, - приезжие охотно берут вещи с местным колоритом.
Коллекция Дмитрия Иванникова не ограничивается лишь ульчскими мотивами, но охватывает и другие малочисленные народы региона. Теперь на "Амурфесте" (один из крупнейших фестивалей в Хабаровске с участием местных производителей) каждый раз открывается точка "ЭйСи" - так назвал свое крохотное предприятие Дмитрий. В линейке одежды - свитшоты, худи, футболки, лонгсливы и кепки с национальными принтами. Создает узоры талантливая художница Элеонора Киле. Ее приамурские орнаменты в интересной технике исполнения уже нашли своих покупателей.
- Прошлогодняя коллекция "Четыре стихии" в разных цветах очень "зашла", - рассказывает Дмитрий. - Интересно, что к ульчским орнаментам многие применяют еще и знаки зодиака. Если, скажем, ты Овен по гороскопу, то бери свитшот черного цвета с символом огня. Кстати, из всех стихий огонь оказался самым популярным. Очень быстро разошлись футболки с надписью: "Нанайцы - короли". Это фраза из песни, которую исполнил местный рэпер. Также хорошо брали с принтами "Я - нанайка" и "Я - нанаец". Причем покупают и носят люди разных национальностей. Чаще, конечно, те, кто родом из Нанайского района, но и туристы из других городов и регионов не отстают.
На майском "Амурфесте" компания "ЭйСи" представила 14 образов - выступили на шоу с показом. Его Дмитрий ставил сам - теперь он учится еще и в институте культуры, поэтому такие постановки как раз по его профилю.
Парень признается, что торговля национальными мерчами не приносит прибыли, лишь покрывает расходы на пошив товара и работу специалистов. Но это пока - в планах поставить производство на поток.
Идея Дмитрия - вернуть фольклор в современный мир, сделать его модным. При создании вещей с личинами и орнаментами используется нанайский язык. К примеру, популярны головные уборы с надписями: "Пудин" - девушка-мастерица, хранительница очага, самая прекрасная в стойбище, "Мэрген" - охотник, богатырь.
Слова и образы не выбираются просто так - Дмитрий верит в их сакральность. Поэтому "согласовывает" их со знающими людьми.
- Мы изучаем историю коренных народов, их искусство, общаемся с носителями культуры - они еще остались в селах, хотя их очень мало, - констатирует Дмитрий. - Нельзя ошибиться, когда имеешь дело с орнаментами и словами, - они несут в себе тайный смысл и даже магию, можно сказать. Знаете, почему на халатах узоры идут на манжетах и по подолу, а орнамент обязательно размещают сзади? Это обереги - они отпугивали злых духов, которые могли напасть со спины, когда человек не видит врага. Так что, в первую очередь, практическая польза, а потом уже стиль. Зато люди в такой одежде не останутся незамеченными никогда. Радует, что нашу продукцию стали заказывать жители Ульчского и Нанайского районов, - хотят носить национальное. Вы знаете, для меня ориентир - Надежда Бабкина. Она же тоже продвигает народную культуру, добавляя в нее современные ноты. Я ею восхищаюсь и хочу по ее образцу так же сделать популярной культуру малочисленных народов Дальнего Востока.