Поделиться

Поддержат и помогут

Дальзаводская больница внедряет современные методы лечения и ухода за пациентами
К врачам редко относятся равнодушно: их либо сильно ругают, либо сердечно благодарят. Это понятно - профессия слишком интимная, близкая и к душе, и к телу. Возглавив в 2018 году Владивостокскую клиническую больницу № 4, Елена Новицкая за короткий срок сумела сделать так, что число критиков сильно поубавилось, а тех, кто благодарит, стало намного больше. Корреспондент "РГ" побеседовала с главным врачом ныне преуспевающей Владивостокской клинической больницы № 4, больше известной горожанам как "Дальзаводская".
Становлению и развитию медицинского учреждения способствует поддержка краевых властей
Становлению и развитию медицинского учреждения способствует поддержка краевых властей / КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница №4"

Елена Валерьевна, с чего шесть лет назад начиналась здесь ваша работа?

Елена Новицкая: Дальзаводская больница имеет очень интересную богатую историю, и, когда я пришла сюда в августе 2018 года, мы очень глубоко начали ею заниматься. Официальным годом открытия больницы считается 1943-й, когда во время Великой Отечественной войны была создана медико-санитарная часть "Дальзавода". А задолго до этого, в 1917-м, на территории будущего предприятия был открыт первый здравпункт. Но родоначальником Дальзаводской мы считаем Павла Браше, который с 1902 года был первым и долгое время единственным врачом для гражданских рабочих на территории судоремонтных мастерских Владивостокского порта.

Работая в архиве, мы узнали, что между сотрудниками медсанчасти, которые сами числились в штате "Дальзавода", и дальзаводчанами, которых они лечили, были особые отношения - как сейчас говорят, корпоративные. Это и нас обязывает сохранять по-семейному теплые отношения с пациентами. Формулируем это так: "Наша клиника готова обогреть весь мир". Мы относимся к пациентам, как к своим близким, выстраиваем длительные, дружеские отношения. Этим и обусловлены многие наши проекты.

В одном из интервью вы сказали, что специализацией вашей больницы считаете гериатрию. Раскройте этот тезис.

Елена Новицкая: Большая часть пациентов, которые обращаются и в нашу поликлинику, и в стационар, - люди старше 60 лет. И это, конечно, накладывает дополнительную ответственность на врачей. Здесь много особенностей, начиная с профилактики падений и заканчивая титрованием лекарственных препаратов. Ведь взрослый человек за свою жизнь мог накопить множество заболеваний, для лечения которых ему прописали большое количество разнообразных средств. И важно, чтобы был один врач, который бы собрал вместе всю эту информацию и сказал, какие лекарства оставить, а какие можно убрать. Ведь одни препараты могут усиливать действие друг друга, и нужно уменьшить дозу, а некоторые вообще нельзя сочетать между собой, и необходимо найти правильное решение по их применению. Поэтому врач-гериатр должен быть у каждого пожилого человека. И фактически все врачи нашего стационара прошли обучение по гериатрии, трое специализируются на пациентах старше 60 лет. Сейчас мы стали участниками федерального проекта, и наша больница первой в Приморском крае создает гериатрические кабинеты в многопрофильном стационаре.

Мы не просто лечим человека, но делаем все возможное, чтобы ему помочь. Приведу пример. Поступает пациент с обострением какого-либо хронического заболевания. Мы задаемся вопросом, почему это случилось. Чаще всего причина в том, что он не принимает лекарственные препараты или не соблюдает режим. По какой причине? Возможно, у него в связи с возрастом стали происходить мозговые нарушения, когнитивные дисфункции, и он просто не понимает, что ему нужна помощь. Или это одинокий человек, которому просто уже опасно находиться одному, проживать отдельно от детей. Когда есть необходимость, мы вызываем сотрудников соцзащиты, они включаются и помогают нам определить социальный статус пациента, понять, что у него произошло, справляется ли он сам с бытовыми условиями. Чаще всего мы такие проблемы выявляем и, конечно, помогаем.

Елена Новицкая: Мы относимся к пациентам, как к своим близким, выстраиваем длительные, дружеские отношения. Фото: КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница №4"

Вы говорили, что у вас есть система профилактики падений. Расскажите о ней подробнее.

Елена Новицкая: Это отдельное направление. Мы начали с того, что стали собирать информацию, как часто пациенты падают, чтобы понять, где это происходит и по какой причине. И сегодня у нас действует целый комплекс мероприятий. Когда пациенты приходят в приемное отделение, то по особой шкале для каждого оценивается риск падения. Если он у человека высокий, ему надевают браслет желтого цвета. Соответственно, когда пациент идет с желтым браслетом один по стационару или по территории, то каждый сотрудник знает, что есть риск падения. Поэтому тут же принимаются меры - или сопровождение медработника, или каталка, или коляска. То есть подключается не только медицинский персонал, но и отдельная бригада транспортировщиков.

Наверняка такое отношение находит отклик и у самих пациентов, и у их родных. Что самое дорогое для вас?

Елена Новицкая: Самое дорогое для меня, когда люди пишут: "А мы не знали, что Дальзаводская больница теперь такая". И все благодарности, которые мы получаем, - об отношении нашего персонала к пациентам. Например, о том, как санитарочка всю ночь крутилась около постели… Вот недавно прислал пациент, бывший в реанимации после того, как ему провели несколько операций. Он на двух листах написал обращение. Говорит: "Я думал, что уже не выживу, но как ко мне относились, как меня кормили в реанимации, как мне меняли памперсы, как хирург, который оперировал, потом приходил и постоянно интересовался, осматривал лично…" Это, конечно, очень приятно. И персонал такими примерами вдохновляется - значит, не просто так мы работаем, а как раз ради спасенных жизней.

Как сегодня больница оснащена технически?

Елена Новицкая: Сейчас все намного лучше, чем в 2018 году. Тогда это была "тяжелая" больница с просроченной кредиторской задолженностью и отсутствием оборудования: ноль наркозно-дыхательных аппаратов, один аппарат УЗИ на поликлинику и абсолютно заброшенный филиал на острове Попова. Не устану благодарить губернатора Олега Кожемяко, потому что он оказал содействие в погашении просроченной кредиторской задолженности учреждения. Это дало возможность вообще как-то вздохнуть и начать плановую работу. Потом были выделены средства на ремонт всех зданий, оснащение новым оборудованием. Соцподдержка сотрудников по зарплате тоже была направлена именно из краевого бюджета.

Дальзаводская больница преобразилась. Изменения, которые произошли в ней за последнее время, - это большой прорыв в медицинской сфере. Мы открыли отделение реабилитации, создали Центр хронической сердечной недостаточности, куда госпитализируются самые тяжелые пациенты с декомпенсированными формами ХСН. Мы снова открыли "Центр добра и заботы", где получают помощь паллиативные больные. Запустили отделение скорой медицинской помощи на базе терапевтического отделения, где пациенты со сложными диагнозами проходят диагностику и экспресс-обследования.

Наша материально-техническая база тоже очень хорошо обновилась. Мы фактически полностью переоборудовали всю поликлинику. Поступили новые цифровые аппараты для рентгена, маммографии, флюорографии. Устройства для функциональной диагностики, связанной с обследованием сердечно-сосудистой системы, - холтеры, СМАДы - сегодня доступны в поликлинике. Есть УЗИ-аппараты экспертного класса. Кстати, мы поставили аппарат УЗИ в кабинет гинеколога. Честно скажу, такого нет нигде. Гинеколог сама смотрит женщину, не отправляет ее никуда, а тут же, в кабинете, проводит исследование.

Что касается стационара, то я очень горжусь прогрессом хирургического отделения: корпус отремонтирован и переоснащен. Большая часть операций, даже экстренные, проводятся сегодня лапароскопическим путем. У нас сейчас очень хорошая диагностическая база. Мы вновь открыли отделение эндоскопии. Делаем гастроскопию, колоноскопию, бронхоскопию, берем биопсии. Есть оборудование для удаления полипов. Еще одна особенность нашей больницы - свое патологоанатомическое отделение с новой современной гистологической лабораторией.

Кого из ваших сотрудников вы бы особо отметили?

Елена Новицкая: Для меня это сложная задача, потому что почти полтысячи человек в штате, и каждый вкладывает частичку себя в свой труд. Отмечу, конечно, ветеранов, которые долгие годы работают в нашей больнице.

Например, более 50 лет в стенах Дальзаводской трудятся зубной врач Светлана Конева и медицинский статистик Зинаида Гаврилкова. Вы можете себе представить? Еще девять специалистов работают здесь свыше 40 лет, десять - более 30. Это такие звезды, которые передают новому поколению медиков свое отношение и к больнице, и к пациентам.

А еще у нас есть негласное правило: мы каждый день должны доказывать свое право находиться на этой работе. Трудиться так, чтобы не только пациентам сделать хорошо, но и самому сотруднику было работать интересно, драйвово как-то, с движением вперед. Вот такой коллектив и подобрался уже за эти годы - все горят новыми идеями и желанием постоянно развиваться.

Что помогает вам руководить?

Елена Новицкая: Если коротко, я бы сказала так: команда, опыт и образование. Основная помощь - от коллектива. Знаете, в тех условиях, до 2018 года, было тяжело, но больница ведь работала. Сотрудники не уходили, потому что они любят свое дело. И когда чуть-чуть нам стали помогать - у людей просто расправились крылья, появилось желание что-то делать, двигаться, повышать квалификацию, осваивать новые методики, современное оборудование. Вот этот дух обновления и дал толчок к развитию Дальзаводской больницы.

Что вами движет - призвание или мечта?

Елена Новицкая: Наверное, и то и другое. И детская мечта быть врачом, помогать людям. И, наверное, воля Божья. Я верю в Бога и в то, что свыше даются и испытания, и поддержка, и помощь, и вдохновение, и утешение в период трудных времен. Ну и, конечно, удовольствие от работы. Я фанат своего дела, очень люблю его, и когда что-то получается, это большая радость.