Поделиться

Почему большегрузам ограничили проезд по плотине Исетского гидроузла

Вопрос ограничения проезда большегрузного транспорта по дамбе Исетского гидроузла периодически поднимается на протяжении нескольких последних лет. За введение таких ограничений выступают как собственник плотины (Среднеуральская ГРЭС), так и жители близлежащих населенных пунктов. Однако это вызвало недовольство бизнеса, который в результате понесет финансовые потери.
Легковые автомобили, пассажирский и спецтранспорт следуют через дамбу беспрепятственно.
Легковые автомобили, пассажирский и спецтранспорт следуют через дамбу беспрепятственно. / Пресс-служба СУГРЭС

Проблема не раз обсуждалась с участием всех заинтересованных сторон, представителей муниципалитетов, руководства области и надзорных органов, рассматривалось несколько вариантов ее решения, но пока не найден тот, который устроил бы всех. Между тем в начале июня ситуация обострилась, когда ограничения были-таки введены. О том, почему это сделано и как в такой ситуации быть владельцам автотранспорта, мы спросили у Алибека Тналина, генерального директора компании "ЭЛ5-Энерго", филиалом которой является Среднеуральская ГРЭС.

Плотине 76 лет. Она в аварийном состоянии?

Алибек Тналин: На сегодняшний день состояние плотины соответствует принятым для объекта нормативам. Мы регулярно проводим осмотры, водолазные работы, укрепляем дамбу в тех местах, где это требуется, ремонтируем шандоры и другое оборудование. Кстати, оно современное - все автоматизировано. С учетом расходов прошлого года и планируемых в 2024-м инвестиций на поддержание гидротехнического сооружения в рабочем состоянии мы направим около 60 миллионов рублей - это и постоянные, и капитальные затраты. Стоит отметить, что плотина построена в 1948 году и просто не рассчитана на сегодняшние нагрузки. Вспомните фильмы - в те годы ходили грузовики-полуторки, а сейчас - шести-, восьмиосные "Тонары", которые с грузом весят по 70-80 тонн. К слову, для таких автомобилей вводят ограничения даже на дорогах общего пользования, а здесь - опасный производственный объект. Если продолжать эксплуатировать его в таком режиме, когда-нибудь он не выдержит.

Чем это чревато?

Алибек Тналин: Что представляет собой гидротехническое сооружение? Это насыпная дамба длиной более 1500 метров и мостовой участок над водосбросом - 51 метр. Площадь зеркала Исетского озера - 32,4 квадратного километра, объем воды - 67 миллионов кубометров. А теперь представьте, что плотина разрушится, - весь этот поток хлынет вниз по каскаду водохранилищ, достигнет в итоге Екатеринбурга. Нынешней весной подобное случилось в Орске, все видели эти страшные кадры. Мы крайне обеспокоены возможными последствиями.

Но на проезд легковушек запрета нет? Жители ближайших поселков могут не опасаться, что дорогу для них перекроют?

Алибек Тналин: Совершенно верно, для легковых автомобилей, малотоннажных грузовиков, а также спецтехники - скорой помощи, пожарных машин и т. п. - проезд открыт. Ограничено только движение большегрузного транспорта массой свыше 17 тонн и высотой более 2,7 метра - его проезд угрожает целостности гидротехнического сооружения.

А есть ли опасность для самой ГРЭС?

Алибек Тналин: Конечно, водохранилище необходимо для охлаждения оборудования станции. Если воду спустить, есть риск останова ГРЭС, которая снабжает теплом и электроэнергией не только Верхнюю Пышму и Среднеуральск, но и значительную часть Екатеринбурга.

Пару лет назад, когда ситуацию с дамбой обсуждали на областной комиссии по ЧС, власти пообещали построить мост в объезд плотины. От этого проекта в итоге отказались?

Алибек Тналин: Нет, насколько я знаю, идет проектирование. Но это небыстрый процесс, поэтому пока найдено временное решение - объездная дорога через Сагру и Аять. Она еще не сдана официально в эксплуатацию, но практически готова, по ней начали ездить. Конечно, это не автобан. И путь становится длиннее, чем бизнес, разумеется, недоволен, ведь у него увеличиваются затраты. Предприниматели говорят, что плечо выросло на 82 километра, но дело в том, что пустые автомобили весом до 17 тонн мы через плотину пропускаем, и только обратно, груженые, они должны двигаться в объезд. Таким образом, плюсом будет не 80, а 40 километров.

Состояние плотины соответствует нормативам, но она построена в 1948 году и просто не рассчитана на сегодняшние нагрузки

Собственники карьеров, руководство логистического парка сетовали в СМИ, что вложили значительные средства в развитие своих производств, когда были озвучены первоначальные планы по срокам строительства моста.

Алибек Тналин: Возможно. Но, с другой стороны, это бизнес: затраты и риски обычно просчитываются заранее. Мы не можем позволить нагружать дамбу в таком режиме, как сейчас. Можно рассмотреть вариант масштабной реконструкции плотины, чтобы она могла выдерживать нагрузку 100 или 200 тонн. Но для этого необходимы огромные инвестиции, замечу: в пользу чужого бизнеса. Задача ГРЭС - производство электрической и тепловой энергии, и нам нужно главное - чтобы дамба надежно держала воду. Если коммерческие компании хотят использовать эту дорогу для транзита своих грузов, почему бы им тогда не вложиться в модернизацию плотины или строительство нового моста? Но, когда они открывали свой бизнес, они не задумывались об этом.

Какова ситуация на сегодняшний день? Насколько я знаю, после того как грузоперевозчики в знак протеста перекрыли дорогу, вы вновь разрешили им проезд по плотине.

Алибек Тналин: Проезд открыт, но с определенными ограничениями. Сейчас мы с местной администрацией устанавливаем там постоянный пост весового контроля. И, если машины пойдут с превышением веса, владельцам придут огромные штрафы. Я думаю, им все же будет дешевле поехать в объезд, чем их платить. К сожалению, многие из тех, кто выразил недовольство введением ограничения, не понимают, что грузовики могут разрушить плотину и тогда ее просто закроют, даже пешком нельзя будет пройти, не то что проехать. В этом случае пострадает не только бизнес.