20.06.2024 12:33
Поделиться

Российские корпорации перевели совещания и планерки в онлайн

Работа в условиях пандемии, а также развитие вертикально интегрированных холдингов подтолкнули бизнес к более широкому использованию видео-конференц-связи (ВКС). Рабочие переговоры, деловые встречи и совещания все чаще проходят в цифровом формате - на корпоративных онлайн-площадках. Это экономит руководителям и сотрудникам время на дорогу и обеспечивает не только оперативность в решении вопросов, но и эффект присутствия.

Аналитики "Контур.Толк" провели исследование, чтобы узнать региональные особенности использования ВКС. Оказалось, что за первые пять месяцев 2024 года российские компании провели 5,5 миллиона онлайн-конференций. По количеству совещаний с большим отрывом лидирует Татарстан: здешние специалисты в среднем участвуют в 1343 конференциях ежемесячно. Московские организации заняли второе место по этому показателю - они проводят 793 онлайн-встречи. Также в числе лидеров дистанционных деловых переговоров Тюменская область (165 совещаний в месяц) и Санкт-Петербург (150). Интересно, что Свердловская область в этот список вообще не вошла.

- Тюмень заметно обгоняет Екатеринбург по интенсивности онлайн-коммуникаций. Разницу можно объяснить различиями в структуре бизнеса - дело в территориальной распределенности. Так, для Екатеринбурга частый сценарий - когда штаб-квартира, офисы и основная масса сотрудников компании находятся рядом, в самом мегаполисе. То есть потребность в онлайн-коммуникации меньше, чем в других регионах. В Тюмени больше возможных вариантов, при которых такая связь необходима. Например, в Тюмени находится региональное представительство федеральной компании и его сотрудники связываются с головным офисом в Москве или Петербурге. Другой вариант - штаб-квартира расположена в Тюмени и персоналу нужно контактировать с коллегами в ХМАО, ЯНАО. Это типично для бизнеса "тюменской матрешки", например, добывающих, перерабатывающих и энергетических компаний, - рассказывает руководитель исследовательского проекта Павел Скрипниченко.

И все же активный переход бизнес-процессов в онлайн объясняется не только большими расстояниями и обилием филиалов, но и технологическим прогрессом. Менеджер по развитию решений Уральского центра систем безопасности Филипп Филиппов говорит, что интерес к отечественным продуктам видео-конференц-связи зародился еще в нулевых годах, а первая волна импортозамещения таких сервисов пришлась на 2010-й. Именно тогда появилось много разработчиков и производителей систем ВКС, ориентированных как на "закрытых" заказчиков (ОПК, силовые ведомства и т. п.), так и на крупные коммерческие структуры. Грянувшая затем пандемия с дистанционным форматом работы подстегнула и другой бизнес к использованию простых и надежных сервисов коммуникации.

- Ну а 2022 год уже ознаменован уходом западных вендоров, на оборудовании и программном обеспечении которых было построено большое количество корпоративных систем ВКС. Недоступность технической поддержки зарубежных производителей заставляет заказчиков, продолжающих эксплуатировать системы, построенные на их оборудовании, задуматься о стратегии дальнейшего развития на продуктах российского производства, - резюмирует Филиппов.

Для клиентов важнейшими критериями при выборе сервисов ВКС являются масштабируемость, надежность, оперативная поддержка разработчика и долговременная стратегия по развитию продукта

Причем эксперт предвидит, что усиление западных санкций продолжится и будет и дальше стимулировать разработчиков искать новые решения, а также подстегнет спрос со стороны заказчиков.

Интересно, что в собственных разработках таких систем особенно преуспел банковский сектор. Например, одна из крупных федеральных финансовых структур создала публичную платформу для коммуникаций, которой сторонние клиенты могут пользоваться бесплатно. Причем сервис не требует регистрации, доступен через браузер или через мобильное приложение. К такой онлайн-встрече могут подключаться до сотни участников. Использование бизнес-лицензий сервиса позволяет собирать одновременно до 200 слушателей, а в режиме вебинара - до трех тысяч, при этом воспользоваться микрофоном сможет сотня спикеров.

Одна из современных возможностей ВКС, которой очень гордятся разработчики, - встраивание функций искусственного интеллекта.

- При помощи ИИ происходит автоматическая текстовая расшифровка речи, также у пользователей есть возможность заменить фон и подкорректировать цвет лица, настроить шумоподавление (эту функцию используют 97 процентов участников). Одна из востребованных опций - функция автоматического подведения итогов: к концу совещания система формирует список обсужденных тем и прозвучавших тезисов, документ готов к отправке или дальнейшему использованию, - описали разработку в пресс-службе Сбера.

Эксперты отрасли отмечают: для крупных корпораций важнейшими критериями при выборе компании-производителя сервисов ВКС являются масштабируемость, надежность, оперативная поддержка со стороны разработчика и долговременная стратегия производителя по развитию продукта. Также к современным системам ВКС все чаще предъявляют требования по интероперабельности - способности без ограничений взаимодействовать с продуктами или оборудованием других производителей. Это позволяет компании использовать имеющееся ПО и парк оборудования, в том числе импортного, а значит, увеличивает эффективность сделанных ранее вложений.

Кроме того, для бизнеса очень важна информационная безопасность. Отечественные разработчики сервисов для ВКС уверяют, что трафик между клиентом и сервером шифруется с помощью современных протоколов, а серверы, на которых хранится информация, находятся под круглосуточным видеонаблюдением.