Спасет ли рынок от нелегальной пивной продукции реестр розничных продавцов

На фоне участившихся случаев продажи нелегального алкоголя в Госдуме рассматривается предложение пивоваров о создании реестра розничных продавцов пивоваренной продукции. Несмотря на массовое отравление суррогатным алкоголем летом 2023 года, контроль над розницей, торгующей подобными нелегальными напитками, по-прежнему ослаблен. Эксперты считают, что реестр продавцов позволит минимизировать долю нелегального пива и пивных напитков на рынке.
URA.RU/ТАСС

По оценке минфина, доля нелегальной пивной продукции сегодня составляет около 10% и продолжает расти. Согласно базе арбитражных дел, за 2023 год было возбуждено 1550 административных дел (против 1491 в 2022 году) по статье, связанной с оборотом алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, а нарушителями чаще всего становятся индивидуальные предприниматели. По словам исполнительного директора Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслава Мамонтова, сейчас у крупных сетей уже есть механизм лицензирования, а вне поля зрения остается несетевая розница. Порядка 80% от всего нелегального объема сосредоточено в сегменте разливного пива и в так называемых наливайках, которые мимикрируют под точки общепита. Именно с этим каналом продаж связан печальный случай массового отравления суррогатным алкоголем, из-за которого летом прошлого года погибло 47, а пострадало более 100 человек. Несмотря на резонанс в 2024 году Росалкогольтабакконтроль сообщал о нескольких случаях пресечения незаконной деятельности по обороту алкогольной продукции. В марте совместно с УФСБ в Новосибирске в складских помещениях было обнаружено 48 тыс. литров пива, оборот которого осуществлялся без фиксации информации в ЕГАИС, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность его производства и оборота, и без обязательной маркировки. Пару недель назад 17 тыс. литров нелегального пива обнаружили в Челябинске. Ни сопроводительных документов, ни обязательной маркировки на бутылках и бочках не было.

При этом проблема попала в фокус внимания органов власти несколько лет назад. Еще в 2019 году Росалкогольрегулирование выступило с инициативой создания специального реестра продавцов пивной продукции. Идея заключается в том, что розничные магазины, которые не попадут в специальный реестр, не смогут легально продавать пиво. Сама процедура включения в реестр будет бесплатной. Предполагается, что в реестре после проверки на подлинность будут отражены наименования организаций, их адреса и регистрационные данные. При выявлении нарушений организация исключается из реестра и, соответственно, теряет право легально продавать пивную продукцию, которая зачастую становится значимой долей в структуре доходов таких торговых точек. Сейчас детали законопроекта еще прорабатываются с экспертами из профильных министерств и депутатами Государственной Думы. Задача - сделать так, чтобы достичь нужного эффекта без ущерба для добросовестного бизнеса, говорят участники обсуждения.

По словам Вячеслава Мамонтова, именно эта мера, в отличие от других обсуждаемых способов контроля за розницей, например, полного запрета на продажу пива для индивидуальных предпринимателей, способна решить проблему, не нанося при этом вреда бизнесу. Реестр в АПП называют как раз таким мягким компромиссом коммерческому лицензированию и радикальному запрету на продажи пива для индивидуальных предпринимателей. Подобное лайт-лицензирование, с одной стороны, поможет усилить контроль за продавцами пивной продукции, а с другой - позволит избежать дополнительных расходов для бизнеса.

Создание реестра продавцов пива поддерживают и в Росалкогольтабакконтроле. В апреле этого года на встрече с сенаторами в Совете Федерации руководитель Росалкогольтабакконтроля Игорь Алёшин среди задач, требующих решения, называл усиление контроля за производством и оборотом спиртосодержащей продукции в виде псевдопарфюмерно-косметической, представляющей собой суррогат алкоголя, введение реестра розничных продавцов пивоваренной продукции.

В Ассоциации малоформатной торговли такую инициативу тоже оценивают как вполне адекватную. Как показывает опыт введения реестра пивоваров, в рознице такой инструмент тоже может быть эффективным. При этом не создаются дополнительные ограничения для бизнеса. Ведь пиво для малых предпринимателей - важный трафикообразующий товар, отмечает президент Ассоциации Владлен Максимов. "Любые инициативы должны быть направлены в первую очередь на повышение привлекательности честного ведения бизнеса и снижение маржинальности незаконного оборота", - считает эксперт.

С сентября прошлого года уже работает реестр производителей пива, и этот формат успел себя зарекомендовать как эффективный, считает Мамонтов. Тем не менее, действующие на рынке инструменты регулирования помогают сужать возможности "серого" рынка, но не могут решить проблему полностью. Часть игроков рынка и сейчас работает вне закона, и будет продолжать. Участники обсуждения отмечают, что расширение мер контроля на канал розничных продаж позволит комплексно подойти к решению проблемы и будет способствовать повышению безопасности потребителей. Однако то, как технически будет реализован контроль, на данном этапе обсуждается, в основе могут лежать данные системы "Честный знак" и ЕГАИС.