Вертолет, которого не хватает: Ка-50 канул в Лету по чьему-то недомыслию
Сорок два года назад, 17 июня 1982-го, впервые в воздух поднялся прототип Ка-50, именовавшийся В-80. Его концепция опередила не время, а инертное сознание советских чиновников, имевших право принимать окончательные решения.
Да и на "прогрессивном" Западе не могли поверить, что такую машину можно сконструировать. Наверное, поэтому по кодификации НАТО Ка-50 получил название Hokum, то есть обманщик.
Менее чем через 10 лет полностью состоялся вертолет Ка-50, который уже в 1992 году сыграл главную роль в художественном фильме "Черная акула". В том фильме без всякой инфографики и комбинированных съемок были показаны реальные летные и боевые возможности этого вертолета. Название кинокартины было принято как официальное имя винтокрылой машины.
Создателя вертолета генерального конструктора фирмы "Камов" Сергея Викторовича Михеева часто упрекали в том, что он сделал ставку на одноместный вариант машины. И действительно, во всем мире и у нас боевые вертолеты проектировали двухместными. А экипаж Ми-24 вообще состоял из трех человек. И никто не хотел понять, что летать начал не только принципиально новый вертолет, но и фактический прототип безэкипажного вертолета-робота. Если бы не топили Ка-50 кабинетными интригами, а еще тридцать лет назад бросили силы на создание роботизированной вертолетной техники, мы бы сегодня первыми в мире имели мощную винтокрылую машину, управляемую искусственным интеллектом.
Ка-50 оказался идеальной платформой для отработки самых смелых инноваций.
"Черная акула" стала первым вертолетом в России, пилот которого ориентировался не по бумажной, а по цифровой карте. Это давало огромные преимущества в боевом применении. Именно на Ка-50 впервые установили и отработали бортовой комплекс обороны "Витебск", который сегодня наши вертолетчики называют "ангелом-спасителем". На Ка-50 впервые в мире было установлено катапультное вертолетное кресло.
Командование армейской авиации почему-то считало, что боевые вертолеты должны барражировать в воздухе и сами искать цели для атаки. Странно, но они не хотели понять - тихоходный винтокрыл, как бы защищен он ни был, легко уязвим. Опыт спецоперации лишь подтвердил эту истину.
Создатели Ка-50, и прежде всего С.В. Михеев, потратили немало сил, убеждая военных в том, что время свободной охоты прошло. Вертолет должен находиться в постоянной боеготовности в зоне, недоступной для ПВО противника. А цели для него должны искать сухопутные или воздушные разведчики, в том числе беспилотники. И лишь получив точные координаты цели, введя их в бортовой компьютер, пилот Ка-50 стремительно направлял машину в обозначенный район, проводил скоротечную атаку и сразу возвращался на базу. Потребовались десятилетия, чтобы так стали воевать и Ка-52, и Ми-28Н.
А вот Ка-50, на котором впервые успешно опробовали именно такую тактику еще в начале 2001 года на Северном Кавказе, закрыли.
Конечно, Ка-52 "Аллигатор" достойно продолжает дело своей предшественницы. Но ведь у Ка-50 была более мощная броневая защита и лучшие летно-технические характеристики, в том числе по скоростной маневренности. У фанатов этого вертолета, а их много, еще теплится надежда на то, что одноместный боевой вертолет будет возрожден и станет выпускаться на новом технологическом уровне. Сбудутся ли их мечты - покажет время.