В Вологодской области на базе советских фабрик открываются частные производства

Несколько частных мануфактур открылось на станках и площадях старых советских фабрик в Вологодской области. Предприниматели, выбравшие эту сферу, преодолевают общие проблемы, начиная от вопросов аренды, модернизации старого оборудования и покупки новых станков, поиска профессиональных кадров и рынков сбыта.

В Череповце руководство новой мануфактуры, которая работает на станках закрывшейся местной фабрики "Красный ткач", не планировало возрождать производство. "Мы искали инвесторов для производства сувениров, но никого не нашли. И вдруг мне говорят, что в течение двух недель выбросят на свалку старые ткацкие станки, и я дрогнула, решилась их купить", - рассказывает руководитель мануфактуры Евгения.

Череповецкая фабрика "Красный ткач", которой в мае 2024 года исполнилось бы 85 лет, входила в реестр предприятий, чьи изделия имеют доказанную художественную ценность. Ткани фабрики были постоянными участниками международных выставок. Над ручными узорными тканями работали дизайнеры и художники, и их шторы, накидки на кресла, скатерти и салфетки можно было увидеть в интерьере не только советских квартир, но и, например, в номерах московской гостиницы "Россия".

"Красный ткач" одевал фольклорные коллективы и известных музыкантов, среди которых Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская, Николай Сличенко. Но предприятие прекратило работу в 2017 году, и сейчас промысел продолжается на мануфактуре.

А вот в городе Красавино Великоустюгского района Вологодской области, где приобрели здание закрывшегося Красавинского льнокомбината, проблем с площадкой не возникло. Новая компания привезла оборудование в 2021 году и наладила выпуск льняной нити, костюмно-плательной и постельной ткани. Сложности возникли с электричеством. Многоэтажное здание отказывались подключать, ссылаясь на то, что в здании нет принимающих устройств.

В Череповце тоже не знали, где именно закупать сырье для изделий. Дело в том, что в регионе перестали производить нужную пряжу из натуральных тканей, и ее пришлось привозить из Белоруссии. Сырье искали по соседним районам, параллельно занимаясь поисками рынков сбыта. Еще одна сложность, с которой, как считают промышленники, столкнутся при открытии любого ткацкого производства, - кадровый вопрос. В Череповце бывшие сотрудники фабрики "Красный ткач", которые стали работать на новом производстве, стали огромной поддержкой для начинающих предпринимателей, но развитие компании тормозит нехватка профессиональных дизайнеров и художников.

На обновленном комбинате в Красавине, где не хватает рабочих, считают, что пора начать популяризировать ручной труд, создавать образ рабочего привлекательным, продвигать и говорить о ценности и важности рабочих профессий.

Непрестижность ручного труда стала причиной кадрового голода в отрасли

Производства страдают от того, что в обществе длительное время культивируется пренебрежительное отношение к работникам ручного труда.

При этом уже не первый год многие регионы нашей огромной страны заявляют о том, что объективно существует нехватка квалифицированных рабочих кадров в производственной среде. Такая же ситуация сложилась и в легкой промышленности, считают на новом производстве в Красавине.

Предпринимателям удается преодолевать препятствия, но без поддержки государства делать это с каждым месяцем все сложнее. С одной стороны, есть определенные достижения. Компании участвуют в ярмарках, привлекая внимание профессионалов, и расширяют ассортимент, выпуская современную продукцию, но без субсидий им прожить непросто. В Череповце подали заявку на государственную субсидию, которая позволяет разработать и изготовить опытный образец ручного промышленного многоремизного ткацкого станка.

Станки, которые достались в наследство от "Красного ткача", находятся в плачевном состоянии, что очень сказывается на производительности. На мануфактуре работают семь станков, на которых шесть человек производят около ста изделий в месяц. На изготовление одной скатерти уходит две недели работы.

А вот на вологодской мануфактуре, которая заработала на базе закрытой овчинно-меховой фабрики, сразу же уделяли особое внимание интернет-торговле. В итоге небольшая мастерская за девять лет вышла с господдержкой даже на зарубежные рынки. Овчинно-меховая фабрика работала в Вологде с 1845 года, и когда предприниматели решили реанимировать производство, им удалось сохранить лекала 1971 года. В итоге меховая мануфактура продает свои изделия, сшитые по ГОСТам, ежемесячно примерно в 70 городов России и продает товары на азиатских онлайнплощадках.

Компании в Вологодской области зарабатывают на промышленном туризме - проводят экскурсии и занимаются мастер-классами. Но это небольшие суммы в масштабах производства. "Мы видим перспективу, если регион поддержит нашу инициативу и утвердит разработанный туристический маршрут "Череповец - столица узорного ткачества", - надеются представители мануфактуры.

Они планируют, что ситуация изменится после вступления в Ассоциацию народных художественных промыслов России. Тогда предприятие сможет рассчитывать на получение крупных грантов и субсидий.