Гастротуров в чистом виде на рынке нет, констатирует Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. Однако в определенные города люди едут именно с целью насладиться гастрономией в ресторанах, говорит она. "Гастрономия входит в топ-3 интересов путешественников наряду с локальными достопримечательностями и маршрутами", - отмечает издатель МТС Travel Лидия Страхова. Среди гастрономических точек притяжения Ломидзе называет Санкт-Петербург.
"Похожая история в Красноярске - туда приезжают из соседних регионов в определенные рестораны", - отмечает она. Туристов также привлекает кухня Владивостока и Калининграда.
"Мы увидели очень хороший потенциал у гастрономического туризма как у самостоятельного вида туризма. У нас есть несколько маршрутов, которые построены только вокруг гастрономии, достопримечательности идут в дополнение", - рассказал Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области. В этом году регион планирует подготовить национальный туристический маршрут, полностью посвященный гастрономии, и включить его в реестр Министерства экономического развития. Пока реестр не содержит гастрономических маршрутов по России.
Среди городов, которые имеют большой потенциал для привлечения гастротуристов, можно отметить Нижний Новгород, Казань, Новосибирск, Мурманск, Екатеринбург, Петропавловск-Камчатский. "Если говорить о количественных показателях, то это точно не массовый туризм", - констатирует Ломидзе. Но гастрономическая составляющая очень важна в любой поездке, отмечает она. А местные специалитеты россияне все чаще выбирают в качестве сувениров из путешествий.
Каждый город может предложить что-то свое. "В таком большом государстве, как Россия, конечно, не может быть общего понятия национальная кухня, кухня всегда региональная, она всегда привязана к продуктам региона. И есть московская, петербургская, сибирская", - рассказывает Светлана Колбанева, историк региональной гастрономии, переводчица, автор гастрогидов и путеводителей.
Туристов перестает интересовать просто еда. "Мы хотим есть локальную еду в локальном месте", - поясняет Ольга Тесленко, глава Ассоциации индустрии гостеприимства Калининградской области. Гастротуризм становится возможностью познакомиться с местом через локальные блюда.
В Калининград едут, чтобы попробовать строганину из пеламиды, сагудай, виштынецкого сига и копченого угря, мясные фрикадельки - клопсы, клецки - цеппелины и местный марципан. Во Владивостоке гурманов привлекают дары моря - гребешки, трепанги, кукумария. А закусить их можно гарнирами и салатами из папоротника орляка, заодно и познакомиться с местным фастфудом, на который оказала влияние близость Азии. В Красноярске туристы хотят попробовать блюда из оленины, строганину и сагудай из северной рыбы, пельмени с дичью, пироги с таежными ягодами.
Навигация, путеводители и гиды становятся важной частью развития гастрономического направления. Запрос на такую информацию очень большой, но пока ее не хватает. Качественная навигация по местам гастрономии и раньше была в дефиците в России. Но именно сегодня, с развитием внутреннего туризма, на нее наибольший спрос. Ненадолго заходивший в Россию Мишлен этих потребностей не закрывал, считает Светлана Колбанева. Он не был гидом для большинства людей. Международные гиды, к которым уже привыкли россияне, прекратили свою работу в нашей стране. Туристы могут пользоваться ими только в международных поездках.
Гастрогиды помогают туристам сориентироваться на местности. Найти места для завтраков, заведения, где можно попробовать блюда из локальных продуктов, бюджетные кафе и бистро. Однако такая информация должна постоянно обновляться. Появляются новые места, многие регионы начинают формировать свои гастрономические бренды.
К примеру, Калининградская область активно развивает бренд балтийской кухни и проводит мероприятия для его развития, которые интересны гурманам. Недавно МТС Travel запустил гастрогид по Калининграду, он стал отзывом на запрос путешественников. "Каждый пятый клик в наших путеводителях приходится на контент о еде", - говорит Лидия Страхова.