24.06.2024 07:00
Поделиться

Развитие внутреннего туризма определит транспортная доступность

Развитие внутреннего туризма в России в ближайшие годы будут определять сократившиеся для россиян возможности выезда за границу, стремление открывать новые направления внутри страны и транспортная доступность направлений, считают эксперты. В результате при высоком спросе и потенциальной окупаемости вложений в эту сферу инвесторам стоит выбирать те места, куда туристы смогут доехать.
В Краснодарском крае создается удобная инфраструктура для яхтсменов.
В Краснодарском крае создается удобная инфраструктура для яхтсменов. / Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Внутренний туристический поток в России по итогам 2023 года вырос примерно на 20 процентов и достиг рекордных 75 миллионов поездок. Об этом в январе 2024 года рассказал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. По оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), приведенным в мае, рост оказался даже выше - 78 миллионов поездок. При этом, по данным статистики Погранслужбы ФСБ России, в 2023 году россияне совершили 27 миллионов зарубежных поездок. В доковидном 2019-м таких поездок было более 48 миллионов. То есть внутренний турпоток вырос за счет переключения на путешествия по России тех, кто ранее отдыхал за границей.

Новые задачи

Для отечественной туротрасли это позитивный тренд. С точки зрения государства такие изменения также имеют положительное значение, поскольку россияне стали меньше вывозить денег за рубеж и больше тратить их на внутренний туризм. Но такая ситуация ставит новые задачи и вызовы перед турбизнесом и перед государством.

Во-первых, россияне, выезжавшие ранее за границу, начинают предъявлять повышенные требования к отечественной туристской инфраструктуре. "Запрос на внутренний туризм растет, но, к сожалению, очень часто инфраструктурные объекты, которые есть в регионах, не справляются с потоком или же не соответствуют уровню, который ожидает российский турист, привыкший к all inclusive, как минимум", - говорит Анастасия Король, основатель и генеральный директор компании "Корзу Трэвел". В такой ситуации возрастает спрос на качественные объекты туристской инфраструктуры, соответственно растут и цены.

Во-вторых, усиливается давление на самые популярные направления. "Люди хотят в тепло, большинство наших жителей представляют свой отдых именно как отдых у моря, а не с рюкзаком (к моему сожалению), где-нибудь в глухой тайге", - сетует Анастасия Король.

Неудивительно, что именно в южные курорты идет значительный поток инвестиций. Например, в морском порту Геленджик создается многофункциональный рекреационный комплекс "Геленджик Марина" на Тонком мысе, приводит пример генеральный директор компании-учредителя АО "Турбаза "Волна" Александра Ной. В рамках проекта в декабре 2023 года завершилось строительство одной из самых крупных яхтенных марин юга России, рассчитанной на 250 яхт. К 2027 году здесь планируется создать терминал с международным пунктом пропуска, многофункциональный конгресс-центр с залом для проведения симпозиумов, выставочное пространство искусств с постоянными и сезонными экспозициями, отель премиум-класса с выделенной зоной конференций, а также яхт-клуб для сбора и проведения мероприятий яхтсменов, отмечает эксперт. То есть этот курорт будет ориентирован как раз на переключение выездных туристов на отечественные курорты.

Также значительный приток инвестиций привлекают и популярные курорты Северного Кавказа. Например, реализуется проект по строительству всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Архыз" в горном районе Карачаево-Черкесской Республики. Привлечено 160 миллиардов рублей инвестиций.

Сложно добраться

В-третьих, обостряется проблема транспортной доступности. На южных направлениях в летний период железнодорожная инфраструктура уже работает на пределе своей мощности. Мест в поездах не хватает. В этой ситуации стоимость авиаперелета также сильно увеличивается и становится сопоставимой с зарубежными направлениями. Расчет на развитие автотуризма на южных направлениях вряд ли оправдает себя из-за высокой загруженности дорог и ограниченности парковочных мест в курортных центрах.

При переключении потока туристов на другие новые направления возникает та же транспортная проблема. "Каким бы классным не был объект показа, если до него сложно добраться, турист выберет другое направление путешествия. У нас очень большая страна, и есть туристические маршруты, куда могут отправиться только энтузиасты, не боящиеся трудностей. Массовый туризм там не развить из-за трудной доступности", - говорит генеральный директор компании Skorbenko мanagement и агентства отельного маркетинга и продаж DigitalWill Сергей Скорбенко.

Внутренний туристический поток в России по итогам 2023 года вырос примерно на 20 процентов

Причем проблемы с транспортной доступностью возникают не только у туристов, но и у инвесторов. "По факту для всего, что находится за Уралом, есть трудности с логистикой поставок оборудования, к примеру в арктической зоне. И здесь встает вопрос компенсации транспортных расходов на перевозку оборудования, которое нужно доставить до конкретной точки, чтобы хотя бы построить туристическую базу", - признает Анастасия Король.

Перспективные направления

"Выбирайте интересное место с высоким туристическим спросом. И обязательно важна транспортная инфраструктура", - советует директор по развитию проекта "Мой гектар" Игорь Калинин. По его мнению, перспективным направлением является регион Твери. В 2026 году планируется ввод в эксплуатацию высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург, которая сократит время пути из столицы до Твери до 40 минут, указывает эксперт.

На этом направлении уже построены поселки на Волге, Валдае, Вазузе, Селигере, в Завидово, Подмосковье. "Здесь можно смело развиваться в ближайшие 15-30 лет, потому что конкуренция будет низкая, а спрос - очень высокий", - резюмирует он. К тому же выделяются гранты и субсидии. Общий объем поддержки сооружения модульных средств размещения в 38 регионах со сроком строительства в 2023-2024 годах - порядка восьми миллиардов рублей, поясняет Игорь Калинин.

А вот что касается различных гостевых домов, глэмпингов, модульных домиков на новых направлениях, тут стоит крепко подумать, как туристы будут туда добираться, подчеркивает Сергей Скорбенко. Это относится и к новым маршрутам агротуризма, и к таким удаленным направлениям, как Арктика, Камчатка и другие регионы страны.

Таким образом, современные инвестиции в развитие внутреннего туризма хотя и перспективное, но пока рискованное направление. Работать по-настоящему эффективно оно может на базе государственно-частного партнерства, причем с учетом стратегического подхода государства к развитию отрасли внутреннего туризма. При этом развивать новые направления можно и нужно, спрос на них есть, подчеркивают эксперты.

Движение идет даже в, казалось бы, не самых популярных у туристов местах. В 2019 году в Норильске был очень низкий туристический поток, практически полное отсутствие инвестиций, и всего один зарегистрированный туроператор. Но в 2024 году объем инвестиций в территорию и туристический сегмент уже превышает 25 миллиардов рублей, делится опытом Анастасия Король. Эта сфера развивается благодаря активному участию государства. Город разрабатывает концепции, сопровождающие дорогу к туристическим маршрутам, формирует для гостей новые пространства, помогает повышать качество сопутствующих товаров и услуг.