24.06.2024 07:00
Поделиться

Сибирские регионы создают новые логистические центры

Разворот российского экспорта с Запада на Восток заметно повысил роль Сибирского федерального округа в логистической схеме страны. Об этом свидетельствует ряд подписанных на XXVII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) соглашений в сфере создания и развития транспортно-логистических центров в сибирских регионах.
В 2023 году ввели в строй первую очередь федерального транспортно-логистического центра "Сибирский".
В 2023 году ввели в строй первую очередь федерального транспортно-логистического центра "Сибирский". / РИА Новости

В этом году в городе Новоалтайске Алтайского края по подписанному на ПМЭФ соглашению новосибирская компания "НАДстрой" начнет строительство крупного современного логистического комплекса. Объем инвестиций в проект предварительно составит 4,2 миллиарда рублей. Как пояснил губернатор Виктор Томенко, этот комплекс должен отвечать потребностям федеральных ретейлеров, маркетплейсов, а также подойдет для нужд малого и среднего бизнеса.

"Это важный шаг и в развитии логистических услуг в нашем крае, и в расширении деловых связей. Потребность в современных складских комплексах сейчас достаточно высокая, есть дефицит площадей, - прокомментировал глава региона. - С учетом значительных изменений в логистических цепочках, которые произошли за последние несколько лет, эта отрасль - одно из перспективных направлений развития экономики края, особенно с учетом растущей активности предпринимателей".

Сразу несколько сибирских регионов на ПМЭФ-2024 договорились с транспортной группой FESCO о сотрудничестве в сфере транспорта и логистики, а также развитии контейнерных грузовых перевозок, объемы которых год от года растут. Эту позитивную тенденцию отметил специальный представитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин во время Сибирского транспортного форума в 2023 году. В этом году эта тема также в числе актуальных.

"Двадцать лет назад мы имели грузов, приспособленных к перевозке контейнерами, примерно 10-12 процентов, Европа - более 30 процентов. Сегодня производители понимают, что везти просто навалочные грузы дорого или нереально. Поэтому груз должен быть приспособлен под контейнер", - отмечал Игорь Левитин.

Сотрудничество с компанией намерены развивать Томская и Иркутская области. В частности, в Иркутской области будет проработан вопрос создания портово-логистического кластера в Усть-Куте для централизации доставки топлива в рамках северного завоза.

В Новосибирской области планируется увеличить мощности контейнерного терминала. "Для нас это важно. Мы не один раз говорили, что транспорт и логистика - это один из приоритетов и конкурентных преимуществ нашей экономики", - подчеркнул губернатор Андрей Травников.

За последние пять лет Новосибирская область приобрела статус одного из крупнейших транспортных хабов страны. По данным регионального минтранса, в области построено и работает более 50 складских контейнерных площадок, крупнейшие из них - промышленно-логистический парк и первая очередь федерального мультимодального транспортно-логистического центра "Сибирский", которую запустили в ноябре 2023 года. Ввод второй очереди запланирован на осень текущего года. Центр способен обслуживать до одного миллиона контейнеров ДФЭ в год (условная единица учета парка контейнеров) и одновременно несколько контейнерных поездов, идущих из Азии.

Новосибирская область за последние пять лет приобрела статус одного из крупнейших транспортных хабов страны

Общий объем инвестиций в проект, реализованный на площади свыше 400 гектаров, составил более 15 миллиардов рублей. После полного ввода "Сибирский" станет ключевым на Транссибе грузовым хабом и позволит существенно нарастить объемы контейнерных перевозок в восточном направлении. "Из-за загруженности Транссиба сроки азиатских поставок возросли. Товары из Азии в Сибирь идут полтора-два месяца, что требует повышенных складских запасов (минимум на 3,5 месяца), а значит, расширения складских площадей", - дали оценку ситуации аналитики Сибирского ГУ Банка России.

Еще одна часть подписанных соглашений в сфере логистики касалась создания складов для хранения продовольственных и непродовольственных товаров, что позволит сократить сроки доставок, в том числе заказов на маркетплейсах. Соглашение о строительстве универсального склада на территории Кемеровского муниципального округа подписали врио губернатора Кузбасса Илья Середюк и управляющий партнер компании "Кузбасс Логистик" Виктор Железнов. По данным пресс-службы регионального правительства, в реализацию проекта планируют инвестировать не менее пяти миллиардов рублей, а также создать до четырех тысяч рабочих мест. "Чтобы предпринимателей в нашей области было больше, их обороты росли, подписали соглашение с маркетплейсом OZON. Договорились, что в будущем году компания запустит у нас новый сортировочный центр площадью 20 тысяч квадратных метров", - рассказал о еще одном соглашении глава Кузбасса.