Курганский театр предложил воронежцам мистический взгляд на Платонова

Неожиданное прочтение "Коровы", растрогавшей уже не одно поколение школьников, представил на Платоновском фестивале театр кукол "Гулливер" из Кургана. Бытовая драма в спектакле Дмитрия Ши превращается в философское размышление об одиночестве, с которым по таинственному закону жизни так или иначе сталкивается каждый.

Для постановки использовали не сами рассказы Андрея Платонова (помимо "Коровы", заявлено обращение к "Уле"), а пьесу уральского драматурга Семена Вяткина по их мотивам. Остов "Коровы" в целом сохранен: мальчик Вася Рубцов ищет буренку, которая ушла из дому в тоске по теленку, сданному на мясо. Из "Ули" взят образ странной девочки со сверхспособностями. В оригинале она видит мир наоборот (прекрасное - как ужасное, злых людей - добрыми), а в ее глазах отражается "вся правда". В пьесе и спектакле это служебный персонаж: Уля едет на дрезине из ниоткуда в никуда в поисках матери, которую никогда не видела, и попутно показывает главному герою то, что происходит дома в его отсутствие.

Вася хоть и не сирота, но от родителей как будто отделен стеной. В их диалогах с мамой это особенно наглядно: поза, движения, поворот головы у марионетки показывают, что внимание женщины занято другим. Немудрено, что мальчишка дружит с коровой и большеголовым глазастым теленком.

Спектакль выстроен таким образом, что подчеркивает не горькую судьбу животного и не взросление юного героя через проживание потери, а какое-то всеобщее сиротство, разрыв связей. Корову насильно разлучают с отпрыском. Мать Васи беспокоится о теленке и не замечает собственного сына. Мальчик теряет самое близкое существо. Уля не знает своих родителей… Машинист поезда - и тот как будто ощущает неполноту, признаваясь, что хотел бы усыновить Васю.

Дополняют картину шумные школяры - плод фантазии авторов спектакля и, возможно, портрет молодого зрителя ("Корова" рассчитана на категорию 12+). Если основных героев воплощают небольшие печальные марионетки тонкой работы, то этих - крупные куклы-маппеты с мягкими и очень говорливыми ртами. Сорванцы, похожие на беспризорников, околачиваются возле железной дороги, шутки ради подкладывают на рельсы разные предметы и распевают песни из репертуара Высоцкого.

К слову, связку Владимира Семеновича с Платоновым - при всей их стилистической и содержательной разности - на фестивале уже демонстрировал Брестский театр кукол. В спектакле Дениса Казачука "Жизнь" рассказ о борьбе крестьянина с оккупантами дополняла "Песня о Земле".

В курганской постановке режиссер использует блатную песенку "Товарищ Сталин, вы большой ученый…" - рисуя образ ребятишек, которые растут как придорожная трава, и "Белое безмолвие", призванное в финале дать зрителю некую надежду: "Кто не верил в дурные пророчества, / В снег не лег ни на миг отдохнуть, / Тем наградою за одиночество /Должен встретиться кто-нибудь!" Проще говоря, Вася потерял друга-теленка, но мимо его дома, должно быть, еще не раз проедет дрезина Ули…

Ткань спектакля, несколько эклектичную, скрепляет выверенное оформление (сценограф Наталья Бурнос, куклы - Валентин Викторов). Круговая железная дорога с симпатичным паровозом, бревенчатые домишки на холме, покрытом жухлой травой, мостик, хлев - все выдержано в натуральных землистых тонах, марионетки выглядят чуть грубоватыми и трогательными.

- Мы искали максимально простую, лаконичную форму с применением "живых" материалов, чтобы показать соединение живого и неживого, искусственности театра кукол и мира героев Платонова. Марионетки подчеркивают хрупкость этого мира, который окружает Васю, а маппет-куклы агрессивно вмешиваются в него, пытаются расшатать, - пояснил Дмитрий Ши (Шишанов).

Ключевой момент постановки решен на том же контрасте. Попавшая под поезд корова взлетает, чтобы в небесном хлеву встретить своего убитого сына, а подоспевший "школяр" любопытным пальцем тычет в то место, где она должна была бы лежать. Прослезиться зритель, пожалуй, не успеет, но укол сострадания ощутит. А что, как не сострадание, спасет от одиночества?