На чем ездить по Луне: как луноходу выжить в долгие лунные ночи

Японские инженеры разработали инновационную систему охлаждения луноходов
Ученые-инженеры из Университета Нагои (Япония) под руководством доктора Масахито Нишикавара разработала инновационную технологию энергосберегающего охлаждения луноходов.

Дело в том, что "проживание" на Луне крайне неблагоприятны для техники. Достаточно сказать, что перепады температуры от -173 °C ночью до 127 °C днем. Как подчеркивают ученые, морозные ночи требуют систем отопления для поддержания рабочих температур батарей и электронных компонентов, а палящие дни - активного охлаждения для предотвращения перегрева.

Традиционные решения отработаны. Они включают и электрические радиаторы для обогрева компонентов, и активные системы охлаждения для отвода тепла. Однако на все это нужно много энергии. А это, по словам ученых, ценный ресурс на Луне, где луноходы зависят от батарей, питающихся от солнечных панелей.

Ключ к выживанию луноходов лежит в технологии, которая может переключаться между дневным охлаждением и ночной изоляцией энергоэффективным способом. Технологическая инновация для освоения Луны Недавняя разработка исследователей из Университета Нагоя сочетает в себе преимущества петлевых тепловых труб (LHP) и электрогидродинамических насосов (EHP), сообщает New-Science.ru.

Если совсем просто: когда охлаждение не требуется, EHP создают небольшое противодействующее усилие для остановки потока хладагента, потребляя при этом минимальное количество энергии. Днем система эффективно рассеивает тепло, выделяемое электронными компонентами. Ночью она изолирует их, чтобы защитить от экстремального холода, потребляя при этом очень мало энергии. Такой подход не только обеспечивает выживание луноходов при экстремальных температурах, но и оптимизирует использование ограниченных энергетических ресурсов.

Как подчеркивают специалисты, благодаря минимизации энергозатрат и максимальной эффективности охлаждения эта инновация может изменить подход к планированию и осуществлению лунных миссий, проложив путь к более устойчивому и глубокому исследованию Луны.

Между тем

Луноход 1 был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией "Луна-17" и проработал на ее поверхности до 29 сентября 1971 года.

Луноход 2 доставлен на Луну автоматической межпланетной станцией "Луна-21" 15 января 1973 года.

Первое неавтоматическое транспортное средство попало на Луну вместе с американской миссией "Апполон-15" - четвертой высадки людей на спутнике во время пилотируемых полетов. Члены экипажа управляли четырехколесными автомобилями и исследовали окрестности места посадки. Идентичные конструкции лунных машин использовались в трех миссиях "Апполон-15", "Апполон-16" и "Апполон-17".

Станция "Чанъэ-3" с луноходом "Юйту" ("Нефритовый заяц") на борту совершила посадку в Море Дождей 14 декабря 2013 года. Шестиколесный ровер пережил лунную ночь и проехал около 114 м. В конце января Китайские власти сообщили, что двигательная система ровера вышла из строя, и он продолжил работать в стационарном режиме.

"Юйту-2" стал первым автоматическим аппаратом, совершившим 3 января 2019 года, посадку на обратной стороне Луны. За время работы он проехал более 1,3 км по кратеру Фон Карман в южном полушарии спутника.

В августе 2023 года индийский луноход "Прагьян" спустился на поверхность Луны.

Поделиться