Сейчас летнюю увеселительную усадьбу, построенную по приказу графа Николай Шереметева, сложно узнать. Строительные леса надежно спрятали главное здание дворца, сердцем которого был театр, Египетский и Итальянский павильоны - везде кипит работа. Поблизости раскинулся строительный городок с мастерскими, в которых художники работают с деревом, камнем и лепным декором. "Останкино" - уникальный объект мирового значения, настоящий шедевр XVIII века. Здесь нет мелочей и подлинно все: от фундамента до конструкций кровли, включая мраморные, золоченые детали, зеркала, обои, паркеты, окна. Каждый элемент нуждается в бережной реставрации, поэтому все делается вручную, как при строительстве усадьбы. Даже топоры у плотников заточены по образцу того времени", - рассказал руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Проект дворца принадлежит итальянскому специалисту Франческо Кампорези. Основным материалом тогда выбрали дерево из-за низкой стоимости, но главное, высоко ценя его акустические свойства и возможности создавать оригинальный декор. Но увы, древесина недолговечна. К тому же, дворец никогда не отапливался и влажность и протечки за два с лишним века серьезно повредили здание снаружи и внутри.
В самом роскошном помещении - театре, куда реставраторы только собираются зайти, дерево имитирует разные материалы. Например, внушительную, казалось бы, бронзовую люстру в зале. Ей больше 200 лет, и чтобы переместить ее на время в фондохранилище, специалистам придется разбирать оконные проемы. Вместе с ней из усадьбы "переедут" еще свыше 1700 предметов, большей частью тоже деревянных. Даже колонны, которые окружают бельэтаж и кажутся мраморными, деревянные с картонной обивкой.
"Это же театр, здесь все должно было "играть роль". Изначально зал был модульным по примеру Версаля и легко трансформировался из театрального в бальный зал. К слову, полы сцены по-прежнему сделаны из досок XVIII века, а все предметы декора находятся на своих первоначальных местах", - отметила заведующая научно-хранительским отделом усадьбы Варвара Ракина.
Сохраняя подлинность усадьбы, реставраторы проводят сложные исследования, выясняют подлинность материалов и с ювелирной точностью восстанавливают каждую деталь.