- Уход западных брендов действительно дал дорогу молодым модельерам и дизайнерам. Мы свою миссию видим в том, чтобы помочь локальным брендам в завоевании отечественного рынка. Для них это первая ступенька. Прекрасная возможность громко заявить о себе и выйти на всероссийский уровень, - рассказала корреспонденту "РГ" основательница проекта DonFashionWeek Виктория Луговская.
Главный тренд - ставка на аутентичность и национальный колорит. В этом смысле настоящий фурор произвели 14 дизайнеров из Дагестана, которые завершали Неделю моды и увезли в итоге главный приз.
В республике проживают несколько десятков народностей, все они носители разных культур, у каждого свои уникальные художественные находки. Это практически неиссякаемый источник вдохновения, который до сегодняшнего дня в основном не был востребован за пределами региона.
Например, дизайнер Каринэ Рамазанова из Махачкалы запатентовала принт, который берет истоки в старинных коврах - сумах. Девушка адаптировала знаменитый лезгинский узор под современный стиль и стала одним из самых модных модельеров республики. Еще одна девушка переосмыслила функционал дагестанской папахи - когда выворачиваешь ее наизнанку, она легким движением руки превращается в стильную сумочку.
Или другой пример: традиционный предмет одежды Дагестана - джурабы. Это такие шерстяные носки, которые раньше бабушки вязали почти в каждом доме. Они тоже расписываются оригинальными орнаментами и выглядят довольно эффектно. Модельеры приделали к ним подошву - получилась очень стильная, легкая и практичная обувь.
- Мы начали переосмысливать свои многовековые художественные находки и вдруг поняли, что нам действительно есть что предложить миру, - говорит основатель школы модельеров, глава Ассоциации производителей легкой промышленности Дагестана Заира Магомедилова (объединяет почти 800 предпринимателей).
Интерес к дагестанской культуре реально высокий как в России, так и за ее пределами, говорят модельеры. Вся страна смотрит и любит кавказских комиков, а имена Хасбика и Хабиба Нурмагомедова вообще знает полмира. В каком-то смысле они одни из самых известных российских звезд за пределами страны.
Поэтому вся эта дагестанская модная эклектика постепенно оказалась востребованной по всей России, то есть не только в "мусульманских" регионах. Более того - некоторые бренды, от текстиля до одежды, обуви и аксессуаров, уже продаются за рубежом. В Дубае, например, открыто несколько точек от производителей Дагестана. Они очень даже успеш-ны. Хотя пока это единичные случаи.
- Сейчас нужно воспользоваться моментом и помочь десяткам молодых талантов пробиться на этот рынок, чтобы это движение стало массовым. То, что ушли западные бренды, - это очень своевременно. Если бы еще Китай от нас ушел, вообще было бы замечательно, - смеется Заира Магомедилова. - В целом легкая промышленность - довольно конкурентный рынок. Действительно оригинальных идей в мире моды сегодня не так уж и много. Поэтому дагестанский колорит, эти уникальные художественные решения сегодня стоят реально больших денег. Неудивительно, что сейчас к нам периодически приезжают большие турецкие фабрики, по-тихому скупают у наших брендов штучные вещи и потом воспроизводят это у себя. Скажу мягко - копируют их у себя в промышленном масштабе. А нужно делать так, чтобы все это производилось у нас.
Одна из основных проблем, которую называют все опрошенные "РГ" модельеры, - это нехватка качественного сырья. Бренды, представленные на Неделе моды, не относятся к масс-маркету, а производят довольно качественную одежду из хороших материалов. Ранее большинство дизайнеров закупали ткани, кожу, фурнитуру и аксессуары в Европе, но сейчас этот канал значительно сократился. Конечно, при желании можно приобрести все необходимое, но в 2022-2023 годах это стало дороже и занимает больше времени. Поставки из Китая и Турции лишь частично решили проблему.
Тем не менее спрос рождает предложение. Появился новый сегмент бизнеса - российские поставщики. Рынок огромен и почти не освоен. Например, сейчас у дизайнеров большой спрос на экологичные ткани из льна, конопли и крапивы. Модельеры уверены, что любой предприниматель, который займется производством таких тканей, будет обеспечен заказами на много лет вперед.
То же самое касается, например, шерсти. В советские годы Дагестан поставлял шерсть уникального качества. В 1990-х отрасль пришла в упадок. Но сегодня спрос на шерстяные ткани растет, и в регионе всерьез обсуждается создание специализированного кластера, который охватывал бы всю производственную цепочку - от выращивания овец специальных пород до переработки шерсти и пошива элитной одежды высшего качества. Дагестан всегда славился своими ремесленниками, шить там за это время не разучились. Правда, при выходе на промышленные объемы проблема кадров возникнет, но это уже отдаленная перспектива.
- У меня есть мечта - объединить все наши мелкие ателье в одно общее очень сильное предприятие, в котором могли бы реализоваться все наши уникальные таланты, - говорит Заира Магомедилова. - Чтобы в Дагестан приезжали не только посмотреть на красивейшие горы или поболеть за самых сильных борцов мира, но и чтобы закупать у нас одежду. Главное, что видим реальную заинтересованность государства. Не могу сказать, что все идет гладко. Конечно, процесс создания новой индустрии сложный, есть своя бюрократия и так далее. Но мы видим живой интерес, и когда нам говорят: "Приходите со своими идеями, давайте их обсуждать, убедите нас, и мы вам поможем", то это окрыляет. Для нас это самое главное. Я уверена, что мы находимся в начале большого пути, и очень надеюсь, что уже через пару лет страна узнает много новых имен из Дагестана.