Великий труженик и человек негромкой судьбы. Так называют Павла Тюменева организаторы выставки, добавляя при этом, что в его судьбе, как в зеркале отразилась целая эпоха.
В трагический день начала Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года метростроевец Павел Тюменев оказался в служебной командировке в Берлине, попал в фашистский лагерь Дахау, где ему присвоили номер 715. В те первые дни войны в нацистских лагерях смерти оказались полторы тысячи граждан СССР. Их с большим трудом и усилиями советских дипломатов удалось вернуть на Родину. Это исторический факт, который мало известен. И это первая часть выставки "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы".
А вторая - возвращение Павла Тюменева в Ленинград. Его жизнь и работа в осажденном городе. Здесь он провел первые страшные месяцы вместе со своей супругой - певицей Кировской театра. В 1942 году Павла Васильевича, как ценного специалиста, эвакуировали из Ленинграда в Ижевск. И с женой Антониной Дмитриевной Тюменевой теперь его связывали только письма.
Они тоже сохранились. И читать их без слез невозможно. Столько любви, нежности, преданности и одновременно страшных подробностей жизни ленинградцев в блокадном городе. Антонина Дмитриевна работала в мастерской, в которой плели маскировочные сети, на заготовке дров и даже окончила курсы пулеметчиц.
Всю свою жизнь Павел Васильевич вел дневники. Эти записи, бережно сохраненные в семье, можно увидеть на выставке. Как и уникальные архивные документы, подлинные вещи и фотографии той эпохи. Ценность дневниковых записей сложно переоценить. Они - подлинное свидетельство важнейших исторических событий, связанных со строительством метрополитена в Ленинграде и Москве. Самое поразительное в том, что технические достижения Павла Тюменева и его коллег до сих пор востребованы метрополитеном. При реконструкции станции метро "Чернышевская" специалисты убедились в мощнейшем ресурсе эскалаторов "ЛТ-1", создавал которые в том числе и Павел Тюменев.
И, кстати, многие ленинградские метростроевцы свой первый профессиональный опыт получили при строительстве московского метро. И в 1941-м приехали возводить подземку в Ленинграде. Так что метростроевцы Москвы и Ленинграда тесно связаны. В экспозиции представили уникальный раритет - фрагмент того самого первого эскалатора, а также уникальные документы, подлинные вещи и фотографии той эпохи.
Генеральный директор "Метростроя" Сергей Жуков отметил на открытии выставки, что на предприятии берегут память о ветеранах. "Мы ее сохраняем, почитаем традиции, - отметил гендиректор. - Главное наше богатство - люди. А эта выставка о наших людях, о наших ветеранах".
Сергей Жуков презентовал на открытии выставки эскиз памятника строителям метро. Его предполагают разместить в столичном парке "Сокольники".
Главный редактор "РГ" Владислав Фронин сказал, что история страны - это история семьи. И важно эту историю сохранять и передавать следующим поколениям.
- У меня есть предложение - сделать из одного вагона музей на колесах и пустить его по кольцевой линии метро. Тогда больше людей смогут увидеть материалы о людях, которые строили метро.
Председатель Союза журналистов РФ Владимир Соловьев, который также присутствовал на открытии выставки, отметил важность музейного проекта "Российской газеты" - "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы".
В Москву на открытие выставки специально приехали и сотрудники Центрального музея железнодорожного транспорта РФ из Санкт-Петербурга, где также выставляли памятные экспонаты. Директор музея Владимир Мителенко сказал, что сотрудники продолжают работать над экспозицией, занимаются поиском архивной информации. А внучке Павла Тюменева - обозревателю "РГ" Татьяне Тюменевой директор Государственного военно-исторического музея-заповедника "Бородино" Игорь Корнеев вручил медаль "За сохранение культурного и исторического наследия России".