"Урал Опера Балет" продолжает эксперименты с одноактными постановками

Новые постановки Игоря Булыцына ("Птицы") и Антона Пимонова ("Графит") вошли в вечер одноактных балетов, который дополняют "Вариации Сальери" Вячеслава Самодурова. Этот 25-минутный балет когда-то положил начало уральскому балетному феномену, а сегодня уже в статусе легенды проверяет на прочность новые спектакли. Нынешние постановки в его присутствии не стушевались.
Варвара Пугачева, Ассия Султанова, Александр Бородин в балете "Птицы".
Варвара Пугачева, Ассия Султанова, Александр Бородин в балете "Птицы". / Иван Мохнаткин / Пресс-служба "Урал Опера Балет"

"Графит" при этом не совсем новинка - впервые он был показан два месяца назад в Москве в Доме культуры "ГЭС-2". Престижная столичная площадка выбрала "Урал Балет" для того, чтобы сделать свой первый балетный проект. Там спектакль хореографа Антона Пимонова и композитора Владимира Горлинского оказался в необычных пространственно-акустических условиях. Музыканты были разбросаны в противоположных концах гигантского Проспекта и с невероятными усилиями собраны воедино звукорежиссерами. Танцовщики, напротив, оказались на небольшом пятачке сцены, со всех четырех сторон сжатые охватившими ее зрителями. Хореография стала заложницей безграничных белоснежных просторов "ГЭС-2", которые манили вверх, а не вглубь.

Вернувшись после премьеры, как и предполагалось, в пространство театра, "Графит" проявил себя совсем иначе, чем в Москве. В банальной, казалось бы, театральной коробке он обрел объем и многомерность, которые хореограф выстроил вместе с художником по свету Константином Бинкиным. Строгость линий не отменила прихотливости и усложненности геометрии, комбинации обрели остроту и в то же время пластичность - определяющие свойства графита. Сфокусированным оказался и звук (для сложносочиненных музыкальных инструментов, которых нет в стандартном театральном оркестре, пришлось искать в зале специальные позиции). Хореография еще глубже оказалась сплетена с неумолимым ритмом Владимира Горлинского. Сложные музыкальные перепады (их выразительно представил молодой дирижер театра Максим Козлов) отзывались таким же потоком движений, тембр которых безошибочно регулировали танцовщики - Анна Домке и Михаил Хушутин, Варвара Пугачева и Александр Бородин, Анастасия Кержеманкина, Михаил Волков.

Совершенно не похожими на два других балета оказались "Птицы" - первая плановая постановка в родном театре Игоря Булыцына, который произвел фурор в прошлом сезоне своей "Танцеметрией", теперь включенной в репертуар театра. После нее ожидалась новая серия хореографических эскапад - Булыцын заявил себя как мастер на сложнейшие и изобильные хореографические комбинации. Но в этот раз их он оставил родному Башкирскому хореографическому колледжу, где за несколько дней до екатеринбургской премьеры выпустил "Античные танцы" на музыку Отторино Респиги. Для "Урал Балета" хореограф презентовал себя постановщиком, который видит - и показывает! - балет как сложное комплексное искусство. Булыцын и здесь выбирает Респиги - не самого популярного для уха российского меломана, его мало звучащую симфоническую сюиту "Птицы", в которой тот вспоминает то соловья, то кукушку, то голубя. Хореограф тщательно вычищает пространство для танца. Но художнице-дебютантке Пелагее Щеглинской хватает арьерсцены, чтобы предложить чистоту линий и цвета, которые виртуозно поддерживает свет того же Бинкина. Это пространство, как киноэкран, хореограф заселяет своими редкими птицами, каждая из которых наделена собственной пластикой, привычками и норовом. Они щебечут, воркуют, поют, разговаривают языком академического танца, разведенного свободной пластикой. Редкую по гармонии картину портит лишь не очень уместная здесь видеопроекция, "хлопочущая" вместе с птичьими крыльями. И если во многих других театрах для большого зрительного зала потребовался бы "переводчик" с птичьего, в Екатеринбурге язык "Птиц" оказывается новым, но совершенно доступным. Когда многие годы учишь языки, появление еще одного вдохновляет к его усвоению.

У хореографа Игоря Булыцына птицы разговаривают языком академического танца
Афиша "РГ"

Несмотря на конец сезона, "Урал Балету" предстоит еще одна премьера. 4, 5 и 6 июля он покажет вечер, в который войдут шедевры Михаила Фокина, в том числе его работа "Шопениана", где хореограф "вернул условный балетный танец к моменту его высочайшего развития" - вместо Шопена вывел на сцену балет шопеновского времени, 1830-х. Хореографию Фокина возобновляют Наталья Большакова и Вадим Гуляев, звезды Кировского (Мариинского) театра, а ныне приглашенные педагоги-репетиторы "Урал Балета". Художники опираются на эскизы Александра Бенуа и Льва Бакста, созданные для парижской премьеры "Шопенианы" в антрепризе Сергея Дягилева.

В этот же вечер зрители увидят балет-пантомиму "Карнавал" в версии Мариинского театра и созданный по заказу "Урал Оперы" спектакль "Картинки с выставки", над которыми работает хореограф современного танца Анна Щеклеина.

Дирижировать премьерой будет Артем Абашев.