Сергей Самодов: Театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад

В перерывах между сессиями и мастер-классами Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, прошедшего в Кыргызстане, Центрально-Азиатскому представительству "РГ" удалось задать вопросы одному из участников - спикеров фестиваля - Сергею Самодову, директору Архангельского театра драмы имени Михаила Ломоносова. Это, кстати, единственный в России храм Мельпомены, названный в честь ученого.
Сергей Самодов: "Театральный вкус нужно воспитывать с малых лет".
Сергей Самодов: "Театральный вкус нужно воспитывать с малых лет". / Мария Озмитель

Сергей в прошлом наш коллега - журналист. А еще он музыкант, владелец парикмахерской для мужчин и вот уже несколько лет как театральный менеджер.

В аккаунтах Самодова в социальных сетях, что ожидаемо, много театра во всех его проявлениях. И сам Сергей, идущий на работу в театр в красных наушниках, строгом костюме и бензопилой в руках. Кстати, его телеграм-канал так и называется - "Директор театра с бензопилой". На другой фотографии наш собеседник уже в костюме сапера, а на следующей висит на перилах вниз головой! А на первый взгляд - вполне себе солидный мужчина... Разговор с Самодовым будет правильнее назвать монологом - корреспонденту "РГ" оставалось только скромно подавать реплики и восхищенно кивать головой. Вот лишь малая толика того, чем с нами поделился гость редакции.

Про Кыргызстан

- Приятно удивило наличие у вас и за пределами столицы театров, причем достаточно хорошего уровня. Тем важнее делиться с кыргызскими коллегами практиками. Главное, чтобы они были внедряемы. Архангельский театр - не федеральный, но мы считаем себя одним из ведущих региональных театров в стране. Так что рассказать и показать есть что.

Про гастроспектакли

- Люди по-разному относятся к театру. Для кого-то это сложный, некомфортный процесс. Мы же стараемся найти подход к самым разным нашим зрителям, в том числе потенциальным. Так родился формат гастроспектаклей.

Мы предлагаем людям самим стать частью театра, но в более, скажем так, привычных условиях. Например - в ресторане. Каждый, кто участвует в этом проекте, сам становится немножечко актером. Пожалуй, многие из нас подсознательно хотят блистать на сцене, слышать аплодисменты, и гастроспектакль дает такую возможность. Такой опыт раскрывает человека, показывает ему самые разные его же стороны. Очень полезный для саморазвития даже и вне театра, но опыт, когда разные предметы можно воспринимать и использовать совершенно иначе. Та же вилка может быть микрофоном, салфетка - картиной. И ты уже переосмысливаешь этот предмет, а переосмысление - один из принципов театра.

Участвуя в таких спектаклях, люди получают порцию адреналина, понимают, насколько это здорово. А это уже прямой путь в "большой" театр хотя бы в качестве зрителя! Но не стоит расценивать гастроспектакль только как развлечение. Происходит знакомство с диалогами из пьес, книг, фильмов. Потом мы обсуждаем наши постановки. Порой участники открывают для себя новые произведения искусства. То есть это еще и просветительская работа.

Про искусственный интеллект и роботов

- Уже второй год проводится фестиваль "Ломоносов Фест", кстати, при информационной поддержке "Российской газеты". В нем мы объединяем лучшие традиции и практики, связанные с наукой и технологиями. В программе - драматические спектакли, перфомансы, кукольные постановки. В этом году закрывал фестиваль Чувашский театр оперы и балета постановкой "Главный вопрос". Труппа порядка 160 человек, включая оркестр, балет, оперных певцов, представила симбиоз человеческого и искусственного интеллекта. С помощью ИИ разрабатывали костюмы, сценографию. В одной из сцен зрители увидели настоящего робота в виде собаки. Постановка эта интересна тем, что она меняется жанрово от сцены к сцене, в неожиданном ракурсе развивается и музыкальное сопровождение. Исполняется она на семи языках, в том числе на старославянском и чувашском.

Может ли так случиться, что в какой-то момент искусственный интеллект и роботы-андроиды вытеснят человека из театра? Весьма сомнительно. Это сродни мнению, что с приходом телевидения не будет ни газет, ни книг. Чего, кстати, не произошло. К слову, и телевидение сейчас испытывает такой же кризис, через который проходили печатные издания. Да и театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад. Но, сохраняя классическую базу, мы можем использовать и современные технологии.

Мало кто об этом, кстати, задумывается, но театр - это такой вид искусства, который впитывает в себя почти все новшества, как губка. Уже на 3D-принтерах печатают кукол, используют современные экраны для фонового визуального сопровождения, а для музыкального применяется самая новейшая цифровая техника. При появлении новинок, и это тоже нормально, их начинают использовать по максимуму. Сейчас с искусственным интеллектом происходит точно такое же. Человеку свойственно увлекаться. Мы все наиграемся в эту новую игрушку, произойдет перенасыщение, а позже она займет свое место, но не заменит нам все остальное.

Но самое главное, что идет дискуссия о перспективах развития технологий. Все острее ставится вопрос: не теряем ли мы в процессе этого прогресса его главного потребителя - человека? А в театре это особенно важно, потому что театр- это всегда о человеке!

Про "мобильные" книги

- Несмотря на удобство и развитие современных технологий, как думаете, почему так важно читать "живую" книгу? Ну, во-первых, телефон не пахнет! Аромат, то, какие страницы на ощупь, - все это позволяет запоминать информацию через тактильное восприятие мира. Экран же - это не источник уникальной информации. Потому что на том же экране мы просматриваем соцсети, чаты, переписываемся. Сакральность информации, которую мы получаем исключительно из книг, утрачивается.

Про вседозволенность и Айтматова

- Если режиссер на сцене театра сделал что-то скандальное ради скандала, значит, не может сделать что-то талантливое, чтобы привлечь людей. Но при этом начинает работать целая цепочка. Другой, глядя на этот хайп, думает: ну раз у этого получилось и пошла такая реакция, почему бы и мне не поставить нечто подобное? Но это ущербный путь. К сожалению, он существовал и будет существовать всегда. А вкус, в том числе театральный, нужно воспитывать только насмотренностью. Причем с самых малых лет!

Произведения, на которых можно и нужно воспитывать не только театральный вкус, но и личность, - это, конечно же, "И дольше века длится день", "Материнское поле", "Первый учитель" Чынгыза Айтматова. Я говорю не только о Кыргызстане, но и России. Айтматова поймут, как и Фазиля Искандера, Федора Абрамова. Каждый своим языком рассказывает о человеке как таковом, в том числе и о русском человеке. И важная задача, вопреки тенденции упрощения нашего литературного языка, не терять таких авторов, их произведения, которые будут воспитывать поколение за поколением, оставаясь настоящими литературными глыбами.

Вместе с тем

На полях Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров Архангельский театр драмы имени Михаила Ломоносова в лице Сергея Самодова заключил два меморандума о сотрудничестве - с Иссык-Кульским областным музыкальным драматическим театром имени Касымалы Жантошева и Государственным молодежным театром Узбекистана. Стороны договорились о взаимных гастролях, приглашении режиссеров театров для постановок и обмене управленческим опытом.