В России возрождается институт наставничества в рабочих профессиях

Наставничество в рабочих профессиях - новый и хорошо забытый старый тренд - вновь возвращается на рынок труда.
Наставничество необходимо для рабочих профессий, где опыт - ключ к эффективной работе.
Наставничество необходимо для рабочих профессий, где опыт - ключ к эффективной работе. / Вадим Ахметов / ТАСС

Институт наставничества внедряют, как частные так и государственные предприятия и даже специалисты, работающие индивидуально. "Я твердо считаю, что наставничество нужно в сфере рабочих профессий, например в нашей - мы монтируем сантехническое оборудование различной сложности, в том числе котлы отопления и системы канализации под ключ. Зачастую те, кто только приходит в нашу профессию, изучают материалы на просторах интернета или учатся на своих ошибках. Да, есть специальные курсы, но одно дело теория и базовые навыки работы с инструментом, а другое - реальные проекты, на которых даже опытные специалисты могут ломать голову. Поэтому всем начинающим специалистам в любой рабочей сфере я рекомендую найти наставника, который на практике покажет все нюансы работы", - делится соображениями с "РГ" Сергей Бабич, сантехник с десятилетним стажем.

Каждый день он сталкивается с последствиями неквалифицированного подхода к работе. "То кран поставили, а он шатается, то сделали разводку отопления, а один этаж не греет. И если первое можно быстро поправить, то второе не всегда бывает просто, особенно когда трубы прокладывали на этапе черновой отделки. Поэтому развивать обучение у опытных специалистов необходимо. В первую очередь, я считаю, государство должно поощрять частные компании, которые берут стажеров в помощь мастеру", - отмечает эксперт.

Сегодня наставничество необходимо в любых профессиях и почти в каждой организации, добавляет Татьяна Федорова - владелец частного центра занятости "ДФ "ИНЖИНИРИНГ". "Когда человек приходит на новое место работы, ему нужна адаптация. Этот процесс проходит более комфортно при участии наставника, который сам отлично знает всю необходимую информацию и помогает освоить ее новичку. Все люди разные, не каждый хорошо усваивает материал через чтение инструкций. Кто-то визуал, другой человек лучше воспринимает информацию на слух, а третий может понять только "через руки", на практике. Наставник передает информацию несколькими способами, чтобы любой сотрудник мог ее усвоить", - говорит Татьяна Федорова.

Есть организации с выстроенной многоуровневой системой наставничества, продолжает эксперт. Когда новичок завершает знакомство с работой предприятия, он становится практикантом и помогает только что пришедшим сотрудникам, рассказывает, как он сам адаптировался. Таким образом новичок еще лучше усваивает полученную информацию. Сначала, когда сам выслушал и запомнил, а потом - когда передал другим людям.

Затем практикант повышает уровень с помощью прикрепленного мастера-наставника. Поднявшись на ступень и тоже став мастером, человек помогает выйти на этот этап другим практикантам. Таким образом, развиваются все сотрудники: обучаясь и помогая обучаться другим. Такая система наставничества встроена в работу центра как механизм карьерного роста, а также как мотивация и адаптация.

Есть примеры наставничества из советского времени, когда рабочие со стажем курировали молодых специалистов. "В фильме "Афоня" показано, как выпускников училища разобрали по бригадам и прикрепили наставников. Главный персонаж фильма Афоня рассказывал, как он работал - то есть передавал свой опыт. Не факт, что он обучал работать по инструкциям и нормативам качества - он просто показывал, как сам привык делать. В этом, возможно, заключается пробел советской системы наставничества - кураторы передавали больше свой личный опыт, нежели старались ориентировать на единые стандарты качества. Сейчас во всех профессиях, в том числе в рабочих, созданы четкие инструкции, стандарты, системы качества, технологии. Более опытные наставники помогают молодым специалистам освоить это на практике", - говорит Татьяна Федорова.

Наставничество играет ключевую роль в передаче знаний, навыков и корпоративной культуры, добавляет психолог Марина Винберг. Больше всего оно востребовано сегодня на производственных предприятиях со сложными технологическими процессами и оборудованием; в строительстве, где мастерство и качество работы напрямую зависят от навыков, которые можно передать только через практическое наставничество. Еще одна востребованная сфера для наставничества - транспорт и логистика: безопасность и эффективность транспортных операций требуют высокой квалификации, которую помогают достигать наставники. И наставничество важно в сельском хозяйстве.

Важны официальные программы наставничества - с четкими целями и критериями эффективности

Современный институт наставничества в России пока находится на стадии развития, отмечает Марина Винберг. Во многих предприятиях существуют программы наставничества, но они требуют систематизации и поддержки.

"Для дальнейшего развития этого института необходимы официальные программы наставничества с четкими целями, задачами и критериями оценки эффективности. Сами наставники должны проходить специальное обучение, чтобы эффективно передавать знания и навыки. Важны поддержка и признание значимости наставничества на всех уровнях управления. Также имеет большое значение мотивация наставников и учеников - разработка систем поощрения для участников таких программ.

"И стоит помнить, что большая часть успеха зависит от отношения к работе и мотивации человека, а не от его возраста и стажа. Есть много примеров, когда компании нанимают "суперпрофессионала" с огромным опытом, но не получают никакой отдачи. И наоборот: есть компании, которые рискнули взять начинающего специалиста, вложились в его развитие и рост, а на выходе получили крутой результат", - отмечает Евгения Андреева, эксперт по подбору персонала компании РОКВУЛ.