26.06.2024 07:07
Поделиться

Обучение в колледжах становится ближе к реальному производству

В России стартовала приемная кампания в колледжи. Выпускников школ сегодня ждут 3,8 тысячи учебных заведений, готовых предоставить примерно 740 тысяч бюджетных мест по программам среднего профессионального образования, сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Сегодня СПО включает 368 профессий и специальностей, охватывающих все отрасли экономики.
Сегодня СПО включает 368 профессий и специальностей, охватывающих все отрасли экономики. / РИА Новости

Сегодня среднее профессиональное образование включает 368 профессий и специальностей, охватывающих все отрасли экономики - от добывающей промышленности и сельского хозяйства до сферы услуг. "Качество подготовки специалистов - один из определяющих факторов экономического роста, - рассказала "РГ" проректор Института развития профессионального образования Светлана Наумова. - С 2022 года обновляются образовательные программы, исключаются устаревшие направления, появляются новые".

По словам проректора, в этой работе участвуют будущие работодатели. Одним из механизмов вовлечения предприятий в подготовку рабочих кадров, в частности, стал Федеральный проект "Профессионалитет", направленный на синхронизацию системы подготовки специалистов с кадровыми потребностями субъектов РФ.

Основные изменения в СПО вызваны запросом экономики и конкретных производств, подтверждает президент Обрсоюза Наталья Шадрина. "Колледжи стремятся удовлетворить запросы работодателей. Например, в соответствии с приказом Минпросвещения России от 14 июля 2023 года в колледжах начинают обучать по новым программам, таким как: специалист по эксплуатации беспилотных авиасистем, механик авиационный по технической эксплуатации беспилотных авиасистем", - рассказала она "РГ". В целом за последние два года в структуре СПО появилось более 20 новых специальностей, в том числе информационное моделирование в строительстве, веб-разработка, квантовые коммуникации, биотехнология пищевой промышленности, рассказала Светлана Наумова.

Пример совместной работы с предприятиями приводит и.о. директора Политехнического колледжа имени П.А. Овчинникова Ирина Мордвинова. "Только за этот год нашими партнерами стали примерно 15 новых крупных промышленных предприятий", - уточнила она в разговоре с "РГ".

Анна Боева, директор Старооскольского технологического института им. А.А. Угарова (СТИ НИТУ МИСИС), в состав которого входит Оскольский политехнический колледж, рассказывает, что обучение в колледже сегодня ведется по практико-ориентированной модели. "Студенты осваивают параллельно две-три рабочие профессии, получая универсальные навыки под разные задачи, - рассказала она "РГ". - Для консолидации ресурсов учебного заведения и предприятий-партнеров заключены договоры о сотрудничестве и практическом обучении, 75 процентов студентов технических специальностей проходят практику на реальных рабочих местах, заключив срочные трудовые договоры". А еще в этом году 88 процентов выпускников колледжей прошли итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, где экспертную оценку выставляют представители ведущих предприятий и организаций региона.

Есть и примеры того, как колледжи выполняют конкретный заказ российских регионов. "В 2024 году успешно внедрена сетевая целевая программа СПО по подготовке авиаспециалистов для Дальнего Востока, - рассказал "РГ" директор филиала РКТ МАИ Евгений Шулепов. - Участниками программы стали Московский авиационный институт, Владивостокский госуниверситет и компания "Аэрофлот Техникс" при поддержке правительства Дальневосточного федерального округа. Внедрение этой программы связано с поручением президента России нарастить пассажиропоток на внутренних авиарейсах на Дальнем Востоке".

За последние два года в системе СПО появилось более 20 новых специальностей, в том числе информационное моделирование, биотехнологии

Студенты в колледжах обучаются по двум типам программ - подготовки рабочих и служащих и подготовки специалистов среднего звена. Есть тенденция увеличения разрыва между количеством обучающихся по первому и по второму типу, рассказал "РГ" замдиректора Научно-исследовательского центра развития образования Президентской академии Айрат Сатдыков. "На рабочие профессии каждый год стабильно поступают чуть больше 200 тысяч человек. А на программы подготовки специалистов среднего звена количество поступающих все время растет - если в 2019 году этот показатель составлял 832 тысячи человек, то в 2023-м он достиг одного миллиона. В текущем году ожидается продолжение тенденции", - уверен эксперт.

Новый образовательный стандарт

Оксана Бондарь, проректор ИРПО:

- Двигателем процесса интеграции учебных заведений и предприятий является Всероссийское чемпионатное движение. В этом году в систему СПО внедряется новый образовательный стандарт на основе компетенции "Нейросети и большие данные" для подготовки специалистов по ИИ. Эта инновация - результат обновления содержания профобразования по итогам чемпионата высоких технологий 2023 года. В 2024-м чемпионатное движение включает в себя более 500 тысяч участников из всех регионов страны. Более шести тысяч предприятий - партнеров движения взяли лучшие практики из чемпионатов для использования в преподавательской деятельности.