Сергей Лавров: Приоритетом для России является пресечение любых угроз безопасности из Старого Света

Лавров на форуме "Примаковские чтения" обозначил приоритеты внешней политики РФ
Политика России, направленная на формирование многополярного миропорядка и равной и неделимой системы безопасности в Евразии, поддерживается большинством стран.
"В США правящие элиты не вынесли уроков из своих многочисленных внешнеполитических и военных провалов последних лет", - указал Лавров.
"В США правящие элиты не вынесли уроков из своих многочисленных внешнеполитических и военных провалов последних лет", - указал Лавров. / Сергей Куксин/РГ

В этом уверен министр иностранных дел России Сергей Лавров. В ходе выступления на X Международном форуме "Примаковские чтения" глава российской дипломатии подчеркнул, что линия Москвы неконфронтационна, не нацелена на подрыв чьих-либо интересов, а в ее основе лежат уважение прав народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Система евразийской безопасности, указал Лавров, должна стать "собственностью этого богатейшего и крупнейшего континента, являющегося центром мирового развития". Важно при этом не закрываться от других регионов. В данном контексте свою роль может и должен сыграть БРИКС, который способен и готов помочь гармонизировать интеграционные процессы, защищая их от интриг и авантюр внешних игроков. Они, если необдуманно запустить их в систему, "положат ноги на стол сразу и будут пытаться здесь руководить". Понятно, что под такими игроками Лавров имел в виду США, которые вместе с союзниками "пытаются влезать в дела Евразии, переносят в Азию инфраструктуру НАТО, проводят совместные учения, создают новые объединения". Министр отметил, что это часть традиционной геополитической борьбы, но это не отменяет факт того, что заокеанской линии на повсеместный контроль противопоставлена линия на объединение усилий самих стран Евразии. "В США правящие элиты не вынесли уроков из своих многочисленных внешнеполитических и военных провалов последних лет, - указал глава МИД. - Этот курс на удержание гегемонии любой ценой обречен на неудачу". Министр подчеркнул, что политика администрации Байдена не нова, она основана на заведомо провальных идеях "нанести стратегическое поражение России" и "наивном желании сдерживать одновременно и Москву, и Пекин, и Иран". Курс Вашингтона на глобализацию не оправдался, она разрушена, а ее механизмы и постулаты принесены в жертву тому, чтобы нанести России поражение на поле боя.

Комментируя ситуацию в Европе, Лавров использовал термин "эстонизация". "Наиболее ярые русофобы уже определены в качестве будущих руководителей структур Евросоюза", - констатировал он. "Эстонизация" Европы пришла на смену "финляндизации", когда после окончания холодной войны был период эйфории в отношениях. "Но американцы просто не позволили Европе стать самостоятельным игроком", - указал министр. Сейчас, отметил он, абсолютным приоритетом для России является "пресечение любых угроз безопасности из Европы, где хозяйничают совсем не европейцы". При этом Лавров выразил уверенность, что у европейцев еще есть шанс стать одним из центров многополярного мироустройства. Но для этого ей необходимо "одуматься и понять полную тупиковость и контрпродуктивность своего проводимого под диктовку Вашингтона курса".

Несмотря на противодействие Запада, в Евразии предостаточно проектов, благодаря которым страны региона могут использовать свои естественные преимущества. Лавров напомнил, что активно работают и Евразийский экономический союз, и Шанхайская организация сотрудничества, и китайская инициатива "Один пояс - один путь". "Мы вместе с КНР и с Индией работаем над повышением эффективности евразийской инфраструктуры, - отметил Лавров. - Нас пытаются с этого пути сбить, конкурировать с нами издалека". Министр обратил внимание на то, как Запад ограничивает для КНР доступ к современным технологиям, в любой момент в немилости может оказаться Индия. Сергей Лавров указал, что Москва предлагает активизировать встречи в формате Россия-Индия-Китай, который будет вырабатывать общие подходы по ключевым проблемам евразийского континента и по глобальной повестке. "Запад хочет ровно обратного, хочет эту тройку размыть, чтобы она никогда не укрепляла свою солидарность, не выступала с совместных позиций", - констатировал глава российской дипломатии.