Свежий прогноз ЦМАКП показал, что к 2035 году российской промышленности будет не хватать почти четырех миллионов выпускников с рабочими специальностями. В условиях растущего дефицита кадров и развивающейся экономики крупнейшие компании ищут новые способы пополнения штатa. ЕВРАЗ в регионах присутствия несколько лет инвестирует в развитие образовательных учреждений через грантовую поддержку организаций, платные практики, стажировки для студентов и другие программы.
Одним из перспективных направлений специалисты компании считают федеральный проект "Профессионалитет", в рамках которого еще в 2022 году в финал отбора вышли два образовательных учреждения: по линии РЖД (Тайгинский техникум железнодорожного транспорта) и по линии металлургии (Кузнецкий индустриальный техникум) в Кузбассе. В ЕВРАЗе отмечают, что участие в проектах помогло сократить сроки подготовки отдельных групп специалистов на один год и уже на третьем курсе получать студентов с высоким уровнем практических навыков, сформированных на реальных производствах.
"Участие в "Профессионалитете" дало возможность инвестировать в переоснащение технической базы и обновлять инфраструктуру техникумов, - говорит Елена Самсонова, вице-президент по персоналу компании ЕВРАЗ. - Благодаря участию компании-индустриального партнера колледжи и техникумы могут готовить специалистов именно на том оборудовании и с теми компетенциями, которые подходят под потребности предприятия. Теперь к нам приходят выпускники, которые сразу начинают работать с высоким уровнем эффективности".
В Новокузнецке такая работа в 2024 году ведется уже в трех базовых техникумах. Интерес самих студентов к получению образования по программам "Профессионалитета" растет: за два года набор увеличился почти до 500 человек, что в три раза превышает изначальную цифру. Это позволило металлургической компании открыть новые направления и гибко настраивать кадровый поток под производственные потребности. Причем студенты получают разовые выплаты при поступлении, корпоративные стипендии.
В рамках экспериментальных учебных программ, построенных при взаимодействии образовательных учреждений с экспертами ЕВРАЗа, уже на момент стажировки и преддипломной практики перспективные кадры получают четвертый профессиональный разряд, хотя раньше они приходили на работу, не имея квалификации. Это ускоряет их карьерный путь и позволяет претендовать на более высокий доход. Некоторые таланты уже за полтора-два года работы получают высшие разряды.
Меняющиеся потребности бизнеса подталкивают компанию к внедрению новых форматов образования. Например, в этом году Нижнетагильский горно-металлургический колледж им. Черепановых выпускает первую группу мультифункциональных специалистов, которые владеют сразу несколькими профессиями. И сейчас проводится второй набор группы, которая будет обучаться по тому же принципу. Также в рамках программы "Техникум - вуз - предприятие" по отдельным направлениям студенты третьего и четвертого курсов СПО параллельно изучают дисциплины первых курсов института. По окончании колледжа они поступают сразу на третий курс вуза и выходят на работу с двумя уровнями образования.
В планах ЕВРАЗа - расширить участие в металлургическом кластере на Урале с вовлечением четырех колледжей Нижнего Тагила и Качканара. Другая инициатива - объединение собственных учебных центров и техникумов, создание центров профессиональных компетенций, где будут обучаться и сотрудники компании, и студенты. Такие уникальные проекты по развитию кадрового потенциала уже реализованы в Качканаре и Таштаголе, в процессе создания - в Нижнем Тагиле. Там же, совместно с другими компаниями, входящими в совет по профессиональным квалификациям, разрабатываются передовые методологии оценки качеств специалистов.
Опережающее развитие профессиональных компетенций у будущих специалистов видно по результатам их участия в отраслевых чемпионатах. В последние годы они стабильно входят в тройку призеров, соревнуясь со специалистами крупнейших российских компаний, причем возраст участников и победителей снижается. Представители ЕВРАЗа отмечают, что сейчас между дивизионами есть договоренность, чтобы в конкурсе участвовали сотрудники до 35 лет - при этом как минимум треть из них всего два года назад были выпускниками. То есть молодежь в возрасте 22-23 лет по итогам обучения показывает такой высокий уровень компетенций, что способна побеждать в профконкурсах всероссийского уровня.