26.06.2024 06:47
Поделиться

Число бюджетных мест в техникумах Урала растет

В этом году уральским абитуриентам приготовили более 26 тысяч бюджетных мест в колледжах и техникумах, в том числе 10 тысяч по федеральному проекту "Профессионалитет", тогда как годом ранее мест было семь тысяч.
Сергей Куксин / РГ

Увеличилось и количество образовательных кластеров, которые создаются вместе с работодателями: с 8 до 11. "С учетом региональной структуры экономики значительная часть мест заявлена под запросы машиностроителей и металлургов", - говорит министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов.

Востребованы на рынке труда и специалисты в области ИТ: им в этом году в системе среднего профессионального образования (СПО) предоставят 1855 бюджетных мест. Кроме того, по новой методике будут обучать строителей, специалистов по автоматике, горному делу, сельскому хозяйству, будущих сотрудников правоохранительной сферы.

Подготовка кадров с упором на практические навыки ведется на базе 50 учебных заведений региона. За два года к проекту присоединились более 90 работодателей, среди них CYBERSTEEL, Северский и Синарский трубные заводы, РУСАЛ-Урал, корпорация ВСМПО-АВИСМА, "Атомстройкомплекс" и другие. Предприятия направляют сотрудников в аудитории в качестве наставников, а студентам гарантируют трудоустройство .

В целом спрос на программы СПО в Свердловской области за последние 9-10 лет вырос на 10,3 процента. Интерес молодежи обусловлен в том числе большим выбором современных направлений подготовки, считает доктор экономических наук, директор Института экономики Уральского отделения РАН Юлия Лаврикова.

"Если в вузах в Свердловской области за этот период появилось всего 15 новых специальностей, то в СПО - 90. В прошлом году треть абитуриентов выбрала именно среднюю ступень профобразования", - комментирует ученый.

Эту же тенденцию отмечает директор Школы госуправления и предпринимательства Уральского федерального университета Алексей Клюев. Еще 10-15 лет назад считалось, что высшее образование станет основным генератором кадров. Сегодня ориентир сместился. "Традиция опекать подшефные учебные заведения, подзабытая крупными работодателями, снова на повестке дня из-за острого дефицита квалифицированных рабочих и мастеров. Кроме того, в сторону СПО начинают смотреть сами университеты, открывая новые программы для него", - говорит эксперт.

Что касается модели обучения, то все более популярной становится проектная, когда студенты, разбившись на группы, занимаются технологическими, техническими, организационными задачами, пришедшими извне, или создают инновационные продукты и материалы под потребности конкретных заказчиков из промышленности, здравоохранения и других отраслей. Такой формат позволяет наладить сотрудничество с потенциальным работодателем уже на первом-втором курсе. Он более эффективен, чем стандартная производственная практика, где педагоги не могут проконтролировать, как на самом деле происходило погружение в профессию, какие компетенции получил учащийся. Есть отчет с печатью, и достаточно.

Спрос молодежи на программы среднего профессионального образования в Свердловской области за последние 10 лет вырос на 10,3 процента

"Еще один плюс проектного обучения - сильный стимул: "делай как я". То есть непосредственный руководитель на производстве и преподаватель-куратор продумывают, пробуют вместе со студентом разные варианты решения проблемы. Это не игра, не решение теоретических задач, а погружение в реальную среду", - рассуждает Алексей Клюев.

Совсем скоро состоится первый выпуск металлургов в рамках "Профессионалитета". К работе на уральских заводах готовы приступить 840 человек. Насколько вероятно, что они не потеряют быстро энтузиазм и не переквалифицируются в брадобреев и бариста? По оценке экспертов, привычная мотивация не вполне отвечает запросам нового поколения, ребятам важно не просто находиться в комфортных условиях и получать зарплату - "труд должен быть интересным". Соответственно, работодателю нужно использовать другие инструменты для удержания персонала, включая признание и уважение в коллективе молодого специалиста, а также предоставляя возможности для саморазвития.

Наряду с образовательно-производственными, в Свердловской области создаются кластеры социальной направленности, ведь сфера услуг, малый бизнес, педагогика, медицина тоже нуждаются в кадрах. Особое внимание власти уделяют подготовке преподавателей, это "свежие силы" не только для школ и детсадов, но и для колледжей, дворцов молодежи, центров детского и юношеского творчества. В прошлом году была утверждена региональная комплексная программа по кадровому обеспечению образовательной системы до 2025 года с объемом финансирования 2,8 миллиарда рублей. Она направлена на укрепление и развитие материально-технической базы педколледжей, соцподдержку преподавателей, обеспечение непрерывного педобразования. В приоритете - подготовка дефицитных учителей иностранных языков, физики, химии, математики. Еще одна цель - восстановление возрастного баланса педколлективов и укомплектование школ в сельской местности.

В программе задействованы учреждения не только СПО, но и ВПО, расположенные в регионе, правда, имеется одна сложность, которая очевидна не всякому.

"В 2020-м правительство передало педуниверситеты Минпросвещения России, при этом в ведении Минобрнауки России осталось более 200 вузов, где педобразование представлено либо кафедрами, либо факультетами. Причем там сегодня обучается примерно половина от всех осваивающих педагогические программы в стране. Возникает опасение, что эти ребята будут оторваны от основного заказчика кадров", - поясняет Валерий Дубицкий, и.о. ректора Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Он отмечает как очевидные плюсы нынешнего статус-кво (федеральная власть уделяет больше внимания каждому профильному учебному заведению, софинансирует обновление базы), так и минусы. От организационных, типа невозможности участвовать в программе "Приоритет 2030", до сбоев в реализации единой стратегии развития педагогического образования в стране. Преодолеть противоречия, по мнению ректора, можно, используя в качестве экспертной площадки Российскую академию образования. Это позволит сохранить единство подходов в подготовке педагогов.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Алена Узбекова