Программы для студентов в проекте "Профессионалитет" разработаны вместе с работодателями. Обучающихся готовят по самым востребованным специальностям, они получают реальный опыт работы на производстве.
Как развивается проект и что нового ждет студентов, в интервью "Российской газете" рассказал проректор Института развития профессионального образования Даниил Суханов.
Даниил Артемович, федеральный проект "Профессионалитет" идет уже два года. Какие есть предварительные итоги?
Даниил Суханов: За два года работы "Профессионалитета" система среднего профессионального образования показала положительную динамику. Одним из ключевых достижений стало создание 370 кластеров по всей России для подготовки кадров по многим приоритетным отраслям. Кластеры "Профессионалитета" - это образовательно-производственные центры, объединения колледжей и предприятий. Благодаря такой совместной работе и участию в ней региональных властей подготовка кадров в системе СПО синхронизируется с реальными потребностями рынка труда.
О важности проекта говорит и то, что из федерального бюджета выделено более 45,9 миллиарда рублей на модернизацию материально-технической базы колледжей "Профессионалитета" и оснащение их современным оборудованием. При этом софинансирование от предприятий-партнеров составило порядка пяти миллиардов рублей. При таких вложениях качество практической подготовки, конечно, повысилось.
По всем 24 отраслям, для которых ведется подготовка кадров в рамках "Профессионалитета", сформированы отраслевые ассоциации. Эксперты помогают разрабатывать и внедрять новые образовательные стандарты, ориентируясь на потребности отраслей экономики.
А чем абитуриентов в колледжи привлекаете?
Даниил Суханов: Проект активно работает над профориентацией школьников. Проводятся мероприятия, которые знакомят учеников и их родителей с возможностями профобразования и, главное, с перспективами трудоустройства в различных отраслях. Проходит и Единый день открытых дверей.
Какие перспективы у самого проекта?
Даниил Суханов: К 2026 году "Профессионалитет" должен охватить все 89 субъектов Российской Федерации. Мы создадим кластеры "Профессионалитета" в каждом регионе, обеспечивая доступ к качественному профессиональному образованию для всех студентов, независимо от их места жительства. Будут создаваться и развиваться новые кластеры. К 2030 году планируется вовлечь в проект все профессиональные образовательные организации России.
Но одна из ключевых задач - привлечение новых партнеров: предприятий и организаций. В планах к 2030 году увеличить число таких партнеров до четырех тысяч. Это обеспечит студентам прохождение практики и стажировок, а также гарантирует выпускникам проекта рабочее место.
Кроме того, уже сейчас "Профессионалитет" активно интегрируется с другими федеральными программами и инициативами, направленными на развитие профобразования и подготовку кадров. Создается единая экосистема профессионального развития молодежи.
В рамках проекта не только обновляется материальная база колледжей, но и создаются целые технопарки. Для чего они?
Даниил Суханов: Действительно, при поддержке Института развития профессионального образования - федерального оператора проекта "Профессионалитет" - создаются федеральные технопарки профобразования. Они предназначены для повышения квалификации преподавателей СПО со всей страны и дают возможности для практики студентам техникумов и колледжей с использованием современных технологий.
Особо отмечу: мы внедрили в систему СПО отраслевой подход, что позволило модернизировать образовательные программы под конкретные требования различных отраслей. Работодатели стали полноправными участниками образовательного процесса.
Совместно с предприятиями формируются новые стандарты практико-ориентированного обучения, а студенты получают знания и навыки, максимально приближенные к реальным условиям работы.
Также в рамках федпроекта создано более двух тысяч зон по видам работ, оснащенных современным оборудованием, 80 процентов которого - отечественного производства.
Предприятия охотно входят в проект?
Даниил Суханов: Более чем. Дополнительной мотивацией стала и закрепленная законодательно норма о налоговых вычетах на инвестиции предприятий в улучшение материально-технической базы организаций СПО. Это уменьшает налог на прибыль и стимулирует компании вкладывать средства в образование.
Сейчас решение об инвестиционном налоговом вычете принято в 29 субъектах Российской Федерации.
Кто они - студенты "Профессионалитета"?
Даниил Суханов: Наши студенты осознанно выбирают именно тот конкретный колледж, куда идут учиться, потому что уже на этапе поступления нацелены на трудоустройство. Это одно из основных преимуществ проекта: качественное профессиональное образование, адаптированное под реальные потребности рынка труда. Повторю: образовательные программы разрабатываются с учетом требований современных работодателей и включают в себя как новые знания, так и востребованные навыки. Стажировки, практика на предприятиях-партнерах - бесценный опыт, который приобретают молодые люди. Это делает их более конкурентоспособными.
Благодаря тесному сотрудничеству с предприятиями-партнерами выпускники кластеров имеют высокие шансы на трудоустройство в выбранную компанию или предприятие. Федеральный проект "Профессионалитет" уже на этапе обучения предусматривает адаптацию к рабочему месту и предлагает выпускникам программы дальнейшего карьерного роста. Это обеспечивает бесшовный переход от учебы к профессиональной деятельности и позволяет выпускникам быстро адаптироваться к корпоративной культуре и рабочим процессам.
Что дает проект предприятиям-работодателям?
Даниил Суханов: "Профессионалитет" обеспечивает подготовку специалистов, которые полностью соответствуют их требованиям и ожиданиям. Образовательные программы разрабатываются в сотрудничестве с предприятиями. Это значительно сокращает затраты компаний на дополнительное обучение и адаптацию новых сотрудников.
Прохождение практики и стажировок дает студентам возможность быстрее влиться в коллектив и адаптироваться к требованиям компании. Работодатели получают специалистов, которые уже знакомы с особенностями работы и могут эффективно выполнять свои обязанности с первых дней.
Федеральный проект "Профессионалитет" способствует установлению прочных связей между образовательными учреждениями и бизнесом. Это открывает возможности для совместных исследований и разработок, инновационных решений и внедрения новых технологий в производственные процессы. Компании могут использовать современные возможности образовательных организаций для повышения своей конкурентоспособности и внедрения передовых технологий.
Наталья Альбрехт, заместитель генерального директора "Эн+" по управлению персоналом:
Интеграция учебных заведений с предприятиями эффективна как при получении среднего специального, так и высшего образования. Знакомство студентов с производством с первых лет обучения применялось еще в советское время, эта практика не нова. Она позволяет молодым специалистам быстро адаптироваться на предприятиях, оперативно погружаться в производственные процессы, глубже понимать нюансы профессии.
Важно, что сегодня лучшие образовательные практики масштабируются на уровне государства, а не отдельных компаний, поскольку в рабочих профессиях остро ощущается дефицит кадров. Потребности экономики таковы, что подготовка качественных специалистов должна быть поставлена на поток, сегодня эту задачу бизнес решает совместно с государством. Например, "Эн+" развивает сразу два кластера в рамках "Профессионалитета" - энергетический в Иркутской области и цифровой - в Краснодарском крае. Компания помогает готовить кадры по самым востребованным специальностям в области энергетики и IT.
Ориентированность на практику - это одно из ключевых преимуществ "Профессионалитета" по сравнению с обычными программами обучения в заведениях СПО.
Уже с первого курса студенты имеют возможность увидеть предприятия, на которых им предстоит работать после выпуска, у них формируется четкое понимание производственных процессов, к которым их будут привлекать. Кроме того, это позволяет повысить мотивацию студентов. Одно дело - учиться, имея абстрактные представления о будущей работе, и совсем другое - когда в буквальном смысле примеряешь на себя профессию, которую осваиваешь.