Экспорт из России остался почти на уровне 2022 года, тогда мы поставили на мировой рынок - 32,1 млн тонн. Выше нас в таблице - Катар, экспортировавший 78,2 млн тонн, Австралия - 79,6 млн тонн и США - 84,5 млн тонн. Причем если экспорт СПГ из Катара и Австралия почти не изменился с 2022 года (страны лишь поменялись местами в рейтинге), то США увеличили отгрузки на 9 млн тонн, переместившись с третьего на первое место.
С учетом санкций против наших проектов по сжижению газа, чтобы не отстать от лидеров, России придется в кратчайшие сроки решить проблему с отгрузками СПГ с нового завода "Арктик СПГ-2". Здесь уже запущена первая линия производства (6,6 млн тонн СПГ в год), но нет газовозов арктического класса, способных доставить товар покупателям. Причина в том, что проект попал в санкционный список американского минфина, из-за чего уже готовые в Южной Корее суда не были переданы России. Аналогичные санкции были введены против только запланированного проекта по производству СПГ в Мурманске.
Многое будет зависеть от того, насколько быстро будет расти спрос на мировом рынке газа и конкуренция среди производителей СПГ. В 2023 году предложение выросло всего на 8 млн тонн. Это самый минимальный прирост с пандемийного 2020 года. Для сравнения, в 2022 году рост составил 16,9 млн тонн.
По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, отрыв от тройки лидеров зависит от того, как наши компании справятся с запуском новых мощностей в условиях санкций. Если справимся, то к 2030 году можем подобраться к Австралии.
Как замечает руководитель проектов компании "Имплемента" Иван Тимонин, по итогам 2024 года ожидаются вводы новых СПГ-активов общей мощностью в 33,5 млн тонн. А на горизонте до 2025 года отрыв России от лидеров рынка может вырасти. В этот период ожидаются вводы новых мощностей суммарно почти на 60 млн тонн - на 33 млн тонн в Катаре и на 26 млн тонн в США.
Отрасль СПГ развивается скачкообразно в зависимости от фазы инвестиционного цикла, отмечает Гривач. Крупные мощности вводились в строй в 2016-2019 году. За четыре года рынок СПГ вырос почти на 150 млрд кубометров (приблизительно 108 млн тонн). Потом был год затишья в 2020 году. Затем, в 2021-2022 году добавилось еще 50 млрд кубометров (33,1 млн тонн). И вновь затишье. Вскоре ожидается новая волна вводов мощностей.
То есть у нас есть, возможно, год или полтора на то, чтобы решить свои проблемы с транспортировкой СПГ. Если рынок будет насыщен производителями СПГ из других стран, то выйти на него с дополнительными объемами будет достаточно сложно. Особенно учитывая попытки ЕС ограничить закупки газа в нашей стране. Хотя пока, по данным GIIGNL, сделать это будет европейцам весьма проблематично. В 2023 году Россия стала третьим по объемам поставщиком СПГ в страны Старого Света (14,4 млн тонн). Больше, чем российского, в Европу завезли только СПГ из США (56,6 млн тонн) и Катара (15 млн тонн). Другое дело, что Европа сейчас не самый привлекательный рынок для экспортеров газа.
Как замечает Гривач, из-за ценового кризиса в 2021-2023 годах и войнушки против российского трубопроводного газа в Европе была разрушена часть спроса на природный газ. Это даже создает определенные риски для роста спроса на СПГ, который в большинстве потребляется именно в регазифицированном (после обратного процесса перевода из жидкого в газообразное состояние) виде.
При этом только выход на полную мощность завода "Арктик СПГ-2" и решение проблем с транспортировкой газа с него позволило бы нарастить наш экспорт на 20 млн тонн. Еще один подсанкционный проект "Мурманский СПГ" - еще 20 млн тонн. По-видимому, именно таким образом мы можем догнать Австралию, о чем говорил Гривач. Главный вопрос, где взять суда ледового класса. Работающий сейчас завод "Ямал-СПГ" обслуживают 15 таких газовозов. В 2024 году ожидается спуск на воду еще одного судна такого класса.
С учетом высокой загрузки "Ямала СПГ", а также ожидаемого удлинения логистического плеча в результате прекращения перевалки в европейских портах (запрет включен в 14-й пакет санкций ЕС), переключение действующего флота на нужды "Арктик СПГ-2" маловероятно, считает Тимонин.
На коротком горизонте решением, вероятно, станет поиск всех доступных для фрахтования на рынке судов-газовозов для оперативного расширения флота. Более долгосрочным решением станет дальнейшее развитие собственных перевалочных мощностей, ориентированных как на "западные", так и на "восточные" маршруты для минимизации потребности в судах арктического класса, строящихся исключительно под нужды конкретных проектов и фактически недоступных для фрахтования на свободном рынке, поясняет эксперт.