Как бы то ни было, профессия инженера снова приобретает популярность. По данным опросов, проводимых ВЦИОМ в канун выпускных школьных экзаменов, эта профессия стала считаться более привлекательной. В 2022 году среди 25-34-летних граждан на первом месте были профессии медработников (34 процента), на втором - занятость в информационных технологиях (23), третью позицию по престижности занимали специалисты образовательной сферы (17), на четвертой строчке, набрав по 15 процентов, - специалисты в области юриспруденции и военнослужащие, на пятой позиции - профессия инженера в различных отраслях (11). В топ-10 востребованных технических специалистов сегодня входят наладчик производственного оборудования, инженер-технолог производства, оператор станков с программным управлением, инженер сельскохозяйственного производства, инженер-конструктор микроэлектроники, инженер-схемотехник, инженер-электроник...
А сам выпускник школы, выбирающий профессию инженера, - кто он в среднестатистическом измерении? Как показывают исследования, это юноша, обучающийся в обычном классе общеобразовательной школы. Его родители, как правило, не имеют высшего образования, являются служащими, рабочими или обслуживающим персоналом. Они и влияют на выбор профессии. Выпускник школы планирует поступать в вуз для повышения своего социального статуса, построения успешной карьеры, получения в будущем высокооплачиваемой работы.
На подготовку современных инженеров нацелен правительственный проект "Передовые инженерные школы". Такие школы уже открыты на базе 30 университетов, а до конца 2024 года их число намечено довести до 50. "Рынок формирует запрос на определенных специалистов, - говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. - Например, в сфере машиностроения уже недостаточно инженера-конструктора в прежнем формате, требуются специалисты по проектированию и строительству автомобилей на электроприводе, это новая тема. А это совершенно уникальный сегмент инженерии, для обучения по которому необходимы отдельные образовательные программы. Аналогичная история в сфере разработок беспилотных технологий разного назначения, нового экономичного энергетического оборудования, нового поколения ядерных реакторов и так далее". Задача "Передовых инженерных школ", куда входят не только образовательные учреждения, но и промышленные партнеры, улавливать эти запросы на ранней стадии и обеспечивать подготовку кадров по необходимым специальностям до того, как на рынке возникнет дефицит таких специалистов, считает эксперт.
В советской России профессия инженера пережила сначала стремительный взлет, связанный с индустриализацией, потом долгий застой. В СССР середины 80-х инженеров насчитывалось более 5 миллионов. Столько стране не требовалось. Но технические вузы работали как конвейер, безостановочно выпуская энергетиков, металлургов, машиностроителей. Готовили специалистов "вообще", для будущего, впрок, по формуле "чем больше, тем лучше" - не соизмеряя их количество с реальными потребностями экономики. Об инженерах, просиживавших штаны в невнятных НИИ и КБ или бегавших по заводским цехам и выбивавших у смежников опоки, штыри, шплинты, были написаны сотни газетных статей, в том числе знаменитая "Растрата образования" Анатолия Аграновского.
За последние два десятка лет картина изменилась и продолжает меняться. Появляется все больше различных производств, где требуются квалифицированные технические специалисты. При высоком спросе на инженеров их доходы растут. Диплом технического вуза гарантирует его обладателю зарплату на 40-45 процентов выше, чем средняя по региону. Средняя зарплата инженера в целом по России достигает 68 705 рублей. В Санкт-Петербурге она составляет 56 814 рублей, в Новосибирске - 46 512, в Екатеринбурге - 47 685, в Казани - 45 320.
Спрос на технических специалистов остается высоким. Работу новых предприятий должны обеспечивать высококвалифицированные инженеры, а значит, престиж этой профессии будет повышаться.