В Театре Армии для "Капитанской дочки" выстроили пятиметровый сугроб

В этом сезоне спектакли по Пушкину - хороший тон для любого театра. К премьерному циклу по произведениям Александра Сергеевича в честь его юбилея присоединился и Театр Армии, чью сцену обживает теперь "Капитанская дочка". Режиссер Павел Сафонов главный акцент сделал на мысли о том, что даже в самых невероятных перипетиях человеку под силу оставаться верным себе, но вместе с тем, особенно ярко проявилась в постановке "женская" линия. Силами прекрасных актрис разных поколений эта история получилась еще и о судьбе женщины в России.
Декорации спектакля столь же завораживающи, как и сам вечный пушкинский сюжет.
Декорации спектакля столь же завораживающи, как и сам вечный пушкинский сюжет. / Пресс-служба Театра Армии

Изначально этот спектакль Павел Сафонов начинал репетировать на Малой сцене. Но в какой-то момент стало понятно: то, что получается, "перерастает" камерное пространство - и постановку перенесли на Основную. А она, и об этом нужно сказать особо, является сегодня самой большой сценой в Европе, что для любого режиссера - настоящий вызов.

- Если честно, я ощущал себя словно рядом с каким-то айсбергом, - рассказывает о работе Павел Сафонов. - Хотя, признаюсь, поначалу испытал азарт, очень хотелось совладать с этим огромным пространством.

Сценическое оформление у "Капитанской дочки" в итоге получилось особенное (художник-постановщик Дмитрий Разумов): чего стоит только внушительный пятиметровый сугроб - на декорацию таких размеров театру пришлось даже получать специальное разрешение! Иногда эта снежная гора становится вдруг неприступными стенами Белогорской крепости, куда врываются бунтовщики, иногда - видным отовсюду лобным местом, где кончает свои дни Пугачев...

В этой трактовке пушкинской истории Гриневых сразу два: молодой и уже в зрелом возрасте. Все происходящее, по сути, воспоминания главного героя: Гринев-старший (Николай Козак) от первого лица ведет рассказ, и перед его глазами живо встают невероятные события его жизни. Вот он еще самоуверенный юнец (Максим Чиков), а вот - его батюшка и матушка (замечательный гротескный дуэт Юрия Сазонова и Анны Глазковой срывает" особые зрительские овации), да и куда же без верного слуги Савельича (народный артист Александр Дик)?

Силами актрис разных поколений эта история получилась еще и о судьбе женщины в России

Емельян Пугачев (Александр Рожковский) врывается в жизнь Гринева с дикой метелью, которая застает героя в пути к месту службы. Дальше и дальше, каждое его появление в спектакле будет словно картинка из книжки: яркое, резкое, в деталях - так запоминаются события в состоянии страха и возбуждения, так каждую встречу с этим человеком - для всех преступником, для него благодетелем - запомнил и Гринев. Здесь Пугачев среди цветастых ковров, словно хан в своей ставке, тут - вокруг него поют и пляшут лихие казаки, там - он весь в мехах и лохмотьях, то ли человек, то ли зверь. Не единожды безжалостный мятежник мог расправиться с дерзким дворянином, но каждый раз отпускал его...

- Встреча с Пугачевым, с Машей - центральные события для Гринева. В нашем спектакле он, проживший уже длинную жизнь, смотрит на них с переоценкой, видит в этом самое ценное и настоящее, - отмечает режиссер. - Мы пытались сохранить поэтичность, мистику и даже какое-то безумие описываемых Пушкиным событий, чтобы это не стало школьным пересказом. И, конечно, важен эпиграф повести, не случайно он звучит снова и снова: "Береги честь смолоду".

Любовь главного героя - Маша (Екатерина Шарыкина), дочка капитана Миронова (в этой удачной драматической роли - известный своим комедийным амплуа Андрей Кайков). Маша, как и ее возлюбленный, не боится ничего, в борьбе за счастье она доходит до самой императрицы - только ее повелением попавший под подозрение за связь с Пугачевым Гринев может быть освобожден. Екатерину играет Ольга Богданова, царская особа появляется в завораживающих декорациях утреннего царскосельского парка. Еще один женский образ - капитанша Василиса Егоровна. В исполнении Марии Голубкиной - это стойкая и одновременно мягкая женщина, преданная и верная жена.

Каждая из героинь - юная Маша, ее мать капитанша, стареющая императрица - сильная личность, которая не только делает свой выбор, но и от которой многое зависит.

- Наш спектакль - это художественное полотно, - уверена народная артистка Ольга Богданова. - Я играю императрицу, которая уже стареет и немного теряет свои позиции, и когда появляется Пугачев, - это для нее тревога. Но при этом она видит каждого маленького человека. А как она полюбила Россию - это невероятно! За время работы над ролью я поменяла к Екатерине отношение, теперь она - часть моего раненого сердца.

Ближайшие показы "Капитанской дочки" в Театре Армии - осенью, уже в следующем театральном сезоне.