Бюджет Новосибирской области теряет миллиарды из-за ограничений в грузоперевозках

В новых экономических реалиях особая роль отводится сибирским транспортным коридорам и трансграничной инфраструктуре. Но чтобы ей соответствовать, предстоит многое сделать на региональном уровне.

Об этом говорили и на пленарном заседании, и в секциях, и на круглом столе участники прошедшего в Новосибирске 11-го международного Сибирского транспортного форума.

Специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин по видеоконференцсвязи напомнил, что Сибири было уделено много внимания и на недавнем Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Сейчас существенная часть грузопотока не только проходит через Сибирь и Дальний Восток, но там и образуется. Поэтому пришло время говорить о логистике более глобально и на перспективу.

По его словам, пропускную способность транспортных коридоров необходимо определять, исходя как из потребностей регионов Сибири, так и с учетом транзитных грузов, которые перевозятся по ее территории. Указом президента РФ о национальных целях развития страны до 2030 года поставлена задача увеличения объемов перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в полтора раза за счет повышения глобальной конкуренции маршрутов.

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников подчеркнул: в этом году основная тема форума - влияние транспортной инфраструктуры на экономику макрорегионов, межрегиональных кластеров и всей страны и какие дополнительные возможности она открывает для экономического развития.

- Тема как нельзя более актуальна сегодня, в период формирования новых национальных проектов и решения новых задач, поставленных президентом. Если о Сибири, то можно привести два полярных примера. С одной стороны, мы удивляемся долгосрочному стратегическому решению, принятому более ста лет назад, когда был реализован мегапроект Транссибирской железнодорожной магистрали. С другой, отмечаем, что пару десятилетий назад недооценили значимость Восточного полигона и БАМа, и сегодня, к сожалению, это приходится наверстывать ценой экономических потерь в развитии регионов.

Андрей Травников отметил, что из-за невозможности провезти все грузы, которые формируются на территории Новосибирской области, бюджет региона ежегодно теряет десять миллиардов рублей, и федеральный бюджет также недополучает доходы. Речь не только об угле, но и о других видах грузов. И это касается всех сибирских регионов, которые в том числе заинтересованы в максимальной пропускной способности транспортных коридоров и в появлении новых, таких как Север-Юг или Северный морской путь (для реализации этой идеи потребуется строительство железных дорог до енисейского порта Лесосибирск и портов, расположенных на Иртыше и Оби).

Также в числе направлений будущих транспортных коридоров, исходя из партнерских отношений России со странами БРИКС и ШОС, видятся Восток и Юго-Восточная Азия.

- Недавние переговоры в Китае показали, что КНР это интересно - ей нужен Новый Шелковый путь. Китайские партнеры проявили заинтересованность и готовность стать инвесторами этого проекта. Как и России, им необходима железная дорога "Китай - Большая Сибирь", - сообщил председатель исполкома Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) Геннадий Гусельников.

Более подробно развитие транспортной инфраструктуры обсудили участники расширенного заседания координационного совета исполкома МАСС по транспорту. Проект новых трансграничных железнодорожных коридоров между Россией и Китаем включает создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.

Севсиб должен пройти от Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ) до Белого Яра (Томская область), а также от Таштагола (Кузбасс) до Урумчи (КНР). Таким образом, подчеркивают в МАСС, будет создан транспортный коридор от побережья Северного Ледовитого океана до столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

Еще один железнодорожный коридор должен пройти через Республику Тыва. Он будет включать перспективную железнодорожную ветку "Красноярск - Курагино - Кызыл - Цаган-Толгой - Урумчи", о необходимости строительства которой говорят многие годы.

В итоге появятся два новых трансграничных железнодорожных коридора в Китай - из Кемеровской области и Красноярского края.

Глава Республики Тыва - председатель координационного совета МАСС по транспорту Владислав Ховалыг отметил перспективность проекта в рамках развития Центрально-Евразийского транспортного коридора, создание которого предложил рассмотреть президент страны. Объем инвестиций предположительно составит около одного триллиона руб-лей, а его реализация позволит организовать до сорока тысяч новых рабочих мест. Грузопоток на этой линии оценивается в сорок миллионов тонн в год.

Для Тувы "Кызыл - Курагино" станет первой железной дорогой, которая соединит регион с Транссибом и позволит развивать добычу на Элегестском угольном месторождении.

Между тем

По итогам заседания решено рекомендовать минтрансу России рассмотреть предложение Республики Тыва о включении проекта создания трансграничного автомобильного коридора "Красноярск - Абакан - Хандагайты - Монголия - Китай" в перечень маршрутов в рамках межправительственного соглашения о международных автомобильных перевозках.

"Проект хорошо отражает нынешнюю деловую и геополитическую конъюнктуру России в отношении Китая. Трансграничный коридор через Туву разгрузит другие транспортные артерии", - отметил Владислав Ховалыг, добавив, что значительные объемы транзита через территорию республики оживят предпринимательскую активность в регионе.