Встречи профессионалов со школьниками и студентами прочно вошли в программу кадровой политики компании "Транснефть - Сибирь". В конце учебного года с профессиями электрогазосварщика, слесаря по ремонту технологических установок и КИПиА, оператора станка с числовым программным управлением (ЧПУ), а также с номенклатурой импортозамещенных изделий Тюменского ремонтно-механического завода, структурного подразделения компании, познакомились девятиклассники областной физико-математической школы. Некоторые мальчишки и девчонки настолько прониклись атмосферой ТРМЗ и беседой с ее руководителем Александром Кунгуровым, что захотели больше узнать о нефтепроводной отрасли.
Завод физматовцев впечатлил: две огромные производственные площадки, деловитые заводчане, стружка, искры, рождение предмета буквально на глазах - только что специалист закреплял в станке толстый лист металла, а минуты спустя это и не лист вовсе, а идеальный цилиндр. Интерес у школьников неподдельный - когда еще допустят в святая святых производственного предприятия?! Его подогревали приглашения директора встать за ручной манипулятор и под бдительным оком оператора сделать резьбу, подержать в руках точеный образец или, надев специальные очки, понаблюдать за ювелирной работой сварщика. Все это, конечно, при неукоснительном соблюдении техники безопасности.
В механическом, слесарно-сборочном, литейном и заготовительном цехах первой производственной площадки как на выставке технических достижений. Только успевай головой крутить.
- Вот токарный станок с функцией шлифования и фрезерования - на нем можно обрабатывать детали для насосного оборудования длиной до шести метров, диаметром до 1,6 метра и массой до 10 тонн. А это уникальный центр с ЧПУ: за раз выполняет множество операций, в том числе нарезает резьбу, фрезерует шпоночные пазы, шлифует конусы. Наши фрезерные обрабатывающие центры - из современной линейки станков. По сути, это робот, который передает деталь из одной своей вращающейся части (шпинделя) в другую, а чем меньше переустановок в процессе обработки, тем выше точность финального изделия. В слесарно-сборочном цехе в прошлом году провели реновацию: раньше тут ремонтировали электродвигатели, но сейчас потребность в них уменьшилась, поэтому приспособили помещение для централизации сборочных операций - экономим трудозатраты на межзаводских перевозках, - объяснил экскурсантам Александр Кунгуров.
Разговор на равных ребят подкупает: задают вопросы, переспрашивают, уточняют. Одновременно закрепляют в памяти новые слова и выражения: баббит, ротор центробежного насоса, пластинчатая муфта, дробеструйная обработка деталей, черновой обдир.
- Что такое сталь? - спросил группу Кунгуров.
- Сплав железа и углеродов, - в ту же секунду раздались ответы.
- Вот красавцы!
Второй производственный комплекс построен в рамках специального инвестиционного контракта компании с минпромторгом и областным правительством и введен в эксплуатацию в 2019 году. Он был нужен для увеличения объема поставок отечественной продукции на объекты "Транснефти". Соответственно на 200 выросло число рабочих мест (сейчас общий штат завода - 760 человек). Наиболее привлекателен участок механообработки крупногабаритных изделий. Станков, которые способны управляться с деталями диаметром до 3,5 метра и массой до 15 тонн, в мире немного, но на тюменском заводе такое оборудование имеется.
В коротких перерывах одноклассники обменивались впечатлениями.
- Понравился гидрорезак - вода под огромным давлением вместе с абразивом режет детали любой толщины. Станки отличные, просто космические, - поделился наблюдением Леонид Сарииди.
Лилию Плиткину порадовал интерактив.
- Такое отношение дает нам возможность почувствовать себя взрослыми и даже пересмотреть планы на будущую профессию. Я, признаться, представляла завод по-другому, а на деле современно и мобильно, - рассказала девушка.
Увлеченная прогулкой под гул станков классный руководитель ребят Татьяна Новоселова заключила: первый выезд школьников к заводчанам оказался удачным, поэтому многолетнему сотрудничеству быть.
О смысле встреч с молодежью поразмышлял руководитель предприятия Александр Кунгуров:
- Я пришел сюда двадцать лет назад после армии и мне было важно видеть результат своего труда - готовую продукцию, выезжающую со склада. До подростков нужно доносить, что сейчас завод - это современное предприятие, где комфортно, интересно и, главное, почетно трудиться.
А еще центр опережающего импортозамещения. Когда-то для сборки электродвигателей подшипники закупались в Германии. Теперь все производится здесь, притом корпус подшипника отливают из высокопрочного чугуна - совершенно передовая технология. Предварительные испытания пройдены, скоро начнется серийное производство.
- Импортозамещением плотно занялись с 2014 года и за десять лет снизили долю заграничных комплектующих в своей продукции с 10 до 0,6 процента. Кроме того, стали осваивать выпуск собственных изделий - раньше торцевые уплотнения приобретали, теперь делаем сами, как и шасси экскаватора-амфибии, лобовые части двигателей, подшипниковые опоры. Еще 1,5-2 года - и закроем оставшуюся номенклатуру, - рассказал о планах Александр Кунгуров.
С таким подходом грех не стремиться на завод. Здесь ждут наладчиков станков с ЧПУ и станочников широкого профиля: студентов выпускных курсов сначала приглашают на оплачиваемую практику, полностью экипируют, потом ждут уже с дипломом на рабочем месте. Кстати, квалифицированных рабочих этой площадке, как и другим предприятиям в структуре компании, поставляет корпоративный Тюменский нефтепроводный профессиональный колледж.
- Каждый год набираем 75 человек после 11-х классов на десятимесячные курсы по трем профессиям - электромонтер, слесарь КИПиА и машинист технологических насосов и компрессоров. Наши выпускники - специалисты нового поколения: коммуникабельные, смелые, они на отлично знают автоматизированные процессы, компьютерные технологии и, самое главное, стремятся развиваться дальше, - прокомментировал директор учебного заведения Евгений Парамонов.
Как правило, настроенные на карьеру выпускники потом идут в высшие учебные заведения наращивать компетенции. Компания всячески поощряет целеустремленность и верность коллективу. Вдохновляющий пример руководителя ремонтно-механического завода это только подтверждает.