"Каждый работодатель заинтересован в том, чтобы его персонал был квалифицированным, разносторонним и двигал компанию вперед. Как это сделать? Искать лучшие кадры. Стандартная формула Парето, когда все решают 20 процентов, а 80 - балласт, - не наш метод. Мы не настроены улучшать кадровый состав механически: одних убирать, других приводить. Концепция другая: создать внутри коллектива конкурентную среду для молодых специалистов, подкидывать им идеи, задачи, нерешенные проблемы, ставить в некомфортные условия. И таким способом находить "неограненные алмазы", с которыми нужно заниматься дальше, чтобы быть уверенными: за нашим поколением придет надежная смена", - подчеркнул перед началом финального этапа генеральный директор "Газпром трансгаз Москва" Александр Бабаков.
Он напомнил о том, что судить конкурс специально позвали не "убеленных сединами ветеранов", а широкий круг людей, заинтересованных в развитии компании. Активность каждого влияла на результат голосования.
"Кроме того, на предыдущих этапах "Битвы ученых" побывали все начальники наших филиалов. Они по-новому посмотрели на своих сотрудников", - добавил Бабаков.
Проект "Инженеры нового поколения. Какие они?" реализует ведущее газотранспортное предприятие Центрального федерального округа. Конкурс направлен на популяризацию и повышение престижа инженерно-технических профессий, помогает создавать положительный образ современного инженера, развивать научно-производственный и инженерный потенциал работников компании.
В финал вышло четверо молодых исследователей. Это ведущий инженер отдела инженерно-технического обеспечения измерительной техники метрологической службы Инженерно-технического центра Станислав Богомолов (победитель "Битвы инженеров - 2023") и ребята, прошедшие полуфинал неделю назад: ведущий инженер-дефектоскопист Московского ЛПУМГ Антон Цыбульский, начальник диспетчерской службы Московского ЛПУМГ Антон Скребцов и инженер первой категории санитарно-промышленной лаборатории ИТЦ Артем Никитин.
Антон Скребцов рассказал о том, как внедрение цифровых технологий позволит улучшить процесс обслуживания газотранспортной системы. Таких решения уже широко применяются в смежных подотраслях - геологоразведке, разработке трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, переработке углеводородов. Газотранспортная система тоже должна перейти к цифровой трансформации, уверен Скребцов.
По его словам, цифровые технологии следует применять не только при анализе перекачки газа и долгосрочных прогнозах потребления, но и при анализе работы газоперекачивающего оборудования. Это позволит снизить затраты на обслуживание и ремонт, повысит эффективность работы всей газотранспортной системы, подсчитал инженер.
Станислав Богомолов, в свою очередь, предложил оптимизировать контроль влажности природного газа.
"При низких температурах на стенках газопровода образуются капли воды. Главная опасность появления влаги в газе - это образование гидратных пробок, что представляет серьезную угрозу для газотранспортной системы", - пояснил он.
Для контроля используют анализаторы точки росы. Точка росы - это температура, при которой молекулы парообразной воды переходят в жидкую форму при неизменном давлении. Точность ее контроля позволяет избежать гидратных пробок.
Артем Никитин рассказал о новом способе повысить качество измерений вредных производственных факторов на рабочем месте. Сейчас он разрабатывает для этого компьютерную программу, которая, по его словам, "позволит экономить силы и время при обработке результатов измерений и сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором".
Проект готов на 70 процентов. Никитин отметил, что программа пригодится специалистам по охране труда в других предприятиях и организациях "Газпрома", ведь производственный контроль необходим везде.
Разработка Антона Цыбульского направлена на улучшение оценки качества сварочных стыков труб и обнаружения дефектов. Рентгеноскопический контроль - это один из методов, он уже применяют дефектоскописты в "Газпром трансгаз Москва". В практику успешно внедрены цифровые комплексы радиографии, и количество стыков, исследуемых с их помощью, постоянно растет.
"Но есть и риски: для расшифровки используется ручной труд, это затраты времени и человеческий фактор, ведь у разных специалистов могут получиться разные результаты", - рассказал Цыбульский.
Для снижения рисков он предложил использовать искусственный интеллект, который способен определять тип, размер и координаты дефектов. Это также сократит время от начала анализа до вывода результата на 30-70 процентов. Для внедрения технологии ИИ в работу дефектоскопистов необходимо написать код, собрать архив данных и провести обучение.
"Мы написали бета-версию программы. Но чтобы ее выводы были корректными, необходимо обработать не менее 10 тысяч снимков с типовыми дефектами. Только тогда программа позволит качественно определять типы дефектов и их местоположение. Конечно, это будет лишь предлагаемый результат, ответственность с дефектоскописта не снимается", - подчеркнул Цыбульский.
Победителя в финальной битве определили шумомером - по громкости аплодисментов. Награду получил Антон Цыбульский - ведущий инженер-дефектоскопист Московского ЛПУМГ, аспирант РГУ нефти и газа имени И. Губкина, автор публикаций в отраслевом издании перечня ВАК - журнале "Нефтегаз".
"Порадовало то, что у всех участников горят глаза. Ведь выучить можно все что угодно, но без энтузиазма дальнейшее развитие невозможно. В моем понимании, инженеры нового поколения - те, кто двигает именно прикладную науку, применяя теорию и знания на практике. Рад, что все представленные проекты направлены на внедрение в практику, а работа победителя еще и связана с искусственным интеллектом, как бы осторожно к нему сегодня ни относились. Это имеет огромное значение для нашей компании", - сказал, поздравляя финалистов, гендиректор "Газпром трансгаз Москва" Александр Бабаков.
Посмотреть записи полуфинала и финала проекта "Инженеры нового поколения. Какие они?" 2024 года можно на Rutube-канале "Газпром на выставке "Россия".
Ну а все подробности о мероприятии собраны в спецпроекте "РГ".