Риск-ориентированный подход позволил сократить число проверок в пять раз

Правительство направило в Госдуму и Совет Федерации доклад о результатах работы в сфере контроля и надзора за 2023 год. Из материалов, с которыми ознакомилась "РГ", следует, что число проверок сократилось почти в пять раз по сравнению с 2019 годом. Произошло это за счет внедрения системы индикаторов рисков. Ключевым инструментом контроля стала система обратной связи с бизнесом, работающая через механизм обжалования на портале Госуслуг. Дальнейшее повышение эффективности проверок будет осуществляться за счет глубокой цифровой трансформации контрольных органов.

Как отмечается в материалах, работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности с 2019 года ведется по трем направлениям: создание понятных и исполнимых норм и правил, применение прозрачной процедуры контроля и постоянное совершенствование двух этих этапов на основе обратной связи. Частью работы является и парламентский мониторинг правоприменительной практики.

Председатель Комитета Госдумы по контролю Олег Морозов пояснил "РГ", что в рамках парламентского контроля проводится постоянный мониторинг контрольно-надзорной деятельности, включая проведение "правительственных часов". Еще на стадии разработки закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" в него включили положение о ежегодной подготовке Правительством Сводного доклада о государственном и муниципальном контроле. Депутаты рассматривают его ежегодно.

"Обсуждение Сводного доклада дает возможность формулировать более точные и выверенные решения в части донастройки системы контрольно-надзорной деятельности", - подчеркнул он.

Как отмечается в отчете, в прошлом году было проведено 353 тысячи проверок, что почти в пять раз меньше в сравнении с 2019 годом. При этом бизнес контрольные мероприятия затронули в меньшей степени - на них пришлось всего 90 тысяч проверок. Остальные же коснулись строящихся и социальных объектов.

Акцент в контрольно-надзорной деятельности сделан на профилактике: в 2023 году прошло более одного млн профилактических визитов, что почти втрое больше числа проверок. Главным отличием профилактики от контрольных мероприятий является то, что по итогам визитов не предусматриваются какие-либо санкции: инспектор только проводит выездную консультацию по вопросам соблюдения законодательства и указывает на признаки нарушений.

Ключевой элемент реформы контроля и надзора - это система обратной связи с бизнесом. Для этих целей на Госуслугах работает сервис обжалования решений контрольных органов. Предприниматели могут оставить жалобу без вовлечения в длительную судебную тяжбу, а государство - поставить задачи от компаний для улучшения сферы надзора. Фактический срок рассмотрения обращений составляет 11 дней, что почти в 2 раза меньше законодательно установленного срока (норматив - 20 дней). На эффективность сервиса указывает то, что в прошлом году через него было подано свыше пяти тысяч жалоб, что на 40% превысило показатели 2022 года. При этом с момента запуска механизма в июле 2021 года подано всего более 10 тыс. жалоб.

Также в августе прошлого года на Госуслуги добавили возможность обжалования категорий риска, благодаря чему бизнес может оспаривать категорию риска нарушения обязательных требований, присвоенную объекту.

Снизить административную нагрузку на организации позволило внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок, который предполагает, что контроль допустим только в тех местах, где есть риск ущерба для здоровья или имущества человека. За это отвечают так называемые индикаторы риска или иными словами "красные флаги". Плановые проверки, в частности, проводятся в аэропортах и шахтах. На них приходится примерно 14% от всех объектов контроля в России.

"Риск-ориентированный подход направлен на то, чтобы бизнесу было экономически выгодно не нарушать нормы и правила за счет публичности индикаторов рисков. То есть проверяют только тех, кто нарушает", - сказали в аппарате вице-премьера - главы Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко.

Там объяснили, что достигается это за счет того, что вся контрольная система оцифрована, а это позволяет развивать сервисы для бизнеса.

На необходимость проведения внеплановой проверки указывают индикаторы риска - набор косвенных признаков нарушения законодательства. При этом сам по себе индикатор не является нарушением. В 2023 году число таких индикаторов выросло в два раза - на данный момент на федеральном уровне их более 400. "РГ" писала о донастройке индикаторов риска в работе операторов связи и компаний, использующих биометрию для аутентификации пользователей.

Работа с рисками помогает властям при наличии соответствующей информации принимать превентивные меры. В отчете уточняется, что в прошлом году число проверок по индикаторам риска выросло в 14 раз, а их эффективность превысила 80%. При этом средняя эффективность проверок по другим основаниям составила порядка 50%.

Более того, по поручению президента со следующего года ожидается законодательное закрепление проведения проверок только на основании риск-ориентированного подхода. По этой причине планируется расширение количества индикаторов риска и их донастройка. Фокус внимания в первую очередь будет направлен на то, чтобы сделать риски публичными и понятными, чтобы предпринимателям было понятно, почему в отношении них проводятся проверки.

Олег Морозов добавил, что по итогам "правительственного часа" в Госдуме приняли постановление, содержащее несколько поручений по законопроектной и практической доработке контрольно-надзорного механизма в России: они, в частности, касались снижения административной нагрузки на бизнес в сферах лицензирования и разрешительной деятельности.

"Многие из этих предложений уже стали законами", - отметил он.

Еще одно направление работы, о котором говорится в докладе - это цифровая трансформация контрольных органов.

"Модель жизнедеятельности усовершенствованной контрольно-надзорной системы полностью цифровая. Все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, собраны в единой информационной системе", - говорится отмечают в аппарате Григоренко.

В этой системе представлена вся информация о контрольной деятельности по всей стране. Данные здесь систематизированы по контролирующему органу, видам надзора, территории и другим показателям.

Федеральная информационная система контрольно-надзорной деятельности интегрирована с ресурсами Генпрокуратуры. За счет этого контролер не может выйти на проверку, не внеся информацию о ней в систему: в частности, нужно указывать причину проведения контрольного мероприятия.