Под Воронежем выступили фьюжн-группы из Армении, Индонезии и Ганы

Опен-эйр "Музыка мира в Белом колодце" прошел на дне мелового карьера в Хохольском районе в рамках XIII Платоновского фестиваля. Публику впечатлили джаз-роковые аранжировки армянских народных песен от TmbaTa Orchestra, индонезийский фанк и афробит от группы Ali и смесь фрафра-госпела с хайлайфом от команды Florence Adooni из Ганы. Послушать необычную музыку на берегу озера и потанцевать в закатных лучах собралось около четырех тысяч человек.

Армянский фолк-рок на фестивале прежде уже звучал. Многие зрители тепло вспоминают выступления группы The Bambir в 2015 году. Теперь двое из участников тех гастролей приехали в Воронеж вновь с новым проектом, который исполняет не авторские, а именно народные песни - в современной обработке.

TmbaTa Orchestra появился в Ереване в 2013 году. Он объединил учеников центра креативных технологий "Тумо", где занимаются талантливые подростки и молодежь. Солист The Bambir Арик Григорян провел там творческую лабораторию по музыке. Ребята знакомились с аутентичным фольклором в записях выдающегося композитора и музыковеда Комитаса, пробовали соединять традиционное полифоническое пение с аккомпанементом в различных стилях, от классики до авангарда. А потом решили не расставаться и стали фиксировать результаты своих экспериментов в студии. Сегодня у TmbaTa Orchestra несколько альбомов, один из них так и называется - Fantastic Komitas.

Первоначально в проекте участвовало человек 30, костяк - около десяти. Они и приехали в Воронеж. Сильный женский вокал, интересные партии электрогитар и духовых, сложный ритм произвели впечатление не только на местных меломанов, но и на других участников опен-эйра.

- В Армении, как и везде, сейчас популярна электронная музыка. Но стало появляться много групп и исполнителей, которые стилизуют фольклор. Достаточно вспомнить джазового пианиста Тиграна Амасяна, который выступает с прекрасными аранжировками по всему миру, - пояснил основатель группы, вокалист, гитарист и флейтист Арик Григорян. - Благодаря Комитасу подлинная народная музыка сохранена в нотной записи. Народные мелодии узнаваемы для наших соотечественников. А вот содержание песен мы уже понимаем с трудом, тем более что там зачастую используются диалектные слова. В Армении, несмотря на ее маленькие размеры, существует 25-30 диалектов, которые сильно различаются между собой.

Музыкант отметил, что на его творчество влияет не только консерваторское образование, но и интерес к джазу, world music, африканским стилям, року 1970-х. Среди его любимых групп - Led Zeppelin и Radiohead, в джазе безусловный авторитет - Майлс Дэвис.

- Мой отец большой меломан, всегда покупал виниловые пластинки, хорошие усилители, чтобы в доме звучала музыка. Мама преподает в музыкальной школе, сестра - пианистка, сам играю с шести лет, - рассказал Арик Григорян. - В свое время я пытался искать в селах людей, которые бы помнили старинные песни. Но носители той культуры уже, к сожалению, умерли и не смогли передать традицию из уст в уста. Наверное, эта ситуация характерна и для России, и для других стран.

К строго "аутентичному" звучанию TmbaTa Orchestra не стремится, его задача - придать фольклору новый импульс, открыть его для слушателей не только в Армении, но и за рубежом. Успешные концерты в нескольких странах, а теперь и в Воронеже свидетельствуют о том, что эксперимент удачный.

Два других коллектива-участника "Музыки мира в Белом колодце" выступали в России впервые.

Музыканты из Ali ожидали поездки с большим любопытством. У Арсвандару Кахьо дедушка был послом Индонезии в Москве в 1976-м, у Джона Пола Паттона обнаружилась русская прабабушка (так что он первым выучил такие важные слова, как "да" и "спасибо"), а Абсар Лебе мечтал побывать на родине своего приятеля по катанию на скейтборде.

- Русскую музыку я, пожалуй, не знаю, зато знаю литературу. Мой любимый писатель - Лев Толстой, особенно нравится "Анна Каренина", - признался Арсвандару Кахьо. - Еще у меня дома есть старый круглый столик из России, который достался мне по наследству, я его использую, там есть какие-то русские буквы. А сейчас, когда я сюда отправлялся, бабушка попросила привезти в подарок матрешку.

Матрешек и водку из duty-free планировали захватить в качестве сувениров и другие участники коллектива.

Группа, основанная в 2019-м в Джакарте, развивает традиции индонезийской музыкальной культуры, для которой исторически большое значение имеет связь с мусульманским Востоком. Свой стиль ребята определяют как ближневосточный фанк, смешанный с ритмами юго-восточной Азии, элементами афробита и диско.

- Танцуй, отдыхай, наслаждайся жизнью - вот то, что мы стараемся передать публике в своем творчестве. Нас вдохновляет музыка 1970-х, в том числе индонезийская - тоже диско, афробит и фанк. Национальные инструменты не используем. "Индонезийским" наше звучание делают мелодии и гитарные риффы, ключевые мотивы, характерные для Юго-Восточной Азии.

Композиции Ali не отличались большим мелодическим разнообразием, но по ритму хорошо вписались в расслабленный настрой жаркого вечера в Белом колодце. Часть публики потянулась на песчаный танцпол, остальные блаженно растянулись на пледах и в походных креслах под открытым небом.

Но уже через час приподниматься и приплясывать начали почти все: грациозная Флоренс Адони и семь ее спутников не только исполняли бодрые и жизнерадостные гимны, но и зажигательно двигались в такт музыке, не переставая играть и петь. Небольшие комментарии на английском помогли зрителям сориентироваться в содержании песен (одна из них - I wanna vocalize my love - и вовсе была "заточена" под интернациональную публику), почувствовать себя гостями на народном празднике в Гане.

Музыканты знают друг друга довольно давно, некоторые играют вместе в разных музыкальных проектах в городе Кумаси на севере страны уже десять лет. В проекте Florence Adooni они объединились в 2019 году благодаря немецкому продюсеру и ударнику Максимилиану Вайсенфельдту. Он настоящий фанат полиритмичной игры на барабанах, распространенной на "черном континенте". Участвовал в записи пластинок с участием певцов из Западной Африки.

В 2010-е Макс летал в Гану по нескольку раз в год и однажды на центральном автовокзале в Болгатанге услышал из хрипящего уличного динамика песню, жанр которой определил как регги. Определить исполнителя оказалось непросто. Никто из местных не понимал, что за "регги-хор" восхитил дотошного иностранца. В конце концов выяснилось, что на записи был фрафра-госпел - вокальная музыка, выросшая из духовных песнопений небольшого местного народа, проживающего в Гане и Буркина-Фасо. Вайсенфельдт тут же познакомился с исполнителем, а вскоре перевез свою звукозаписывающую студию из Германии в Кумаси.

Теперь под брендом Philophon он издает музыку своих подопечных - Алоте Охо (Alogte Oho) и Флоренс Адони (Florence Adooni). Прошлым летом им устроил 40 концертов в Европе, выведя музыку северной Ганы на международную арену.

Флоренс поет госпел не так, как принято в глубинке. Девушка выросла в городе, где очень развита светская музыка в стиле хайлайф (highlife). Это самый известный жанр, зародившийся в Гане. Еще на рубеже XIX-XX веков здесь стали смешивать традиционный метр с мелодиями джаза или исполнять композиции, которые по мелодике и ритму были чисто африканскими, на западных инструментах. При этом сама техника могла отличаться от европейской или американской: скажем, на гитаре в Африке часто играют, перебирая струны двумя пальцами. Хайлайф объединяет различные танцевальные стили англоязычной части Западной Африки.

Музыканты в коллективе Florence Adooni не используют экзотические инструменты. Труба, саксофон, флейта, гитары, ударные - все привычно, за исключением разве что пары плоских ракушек вроде кастаньет.

- Наша музыка по стилю светская, но песни звучат на фрафра - одном из национальных языков. Сам по себе госпел в Гане очень распространен и популярен, его поют даже дети. Хайлайф одно время был полузабыт, но теперь, к счастью, возрождается. В нем много компонентов, каждая группа играет его по-своему, но ритм схож, - пояснил гитарист Кофи Нканса-Боакье.