Декан Финуниверситета Селезнев о том, почему выпускникам сложно найти работу

Отсутствие опыта работы - главная проблема, с которой сталкиваются выпускники при трудоустройстве после окончания вуза. Об этом говорят данные Росстата. С такой проблемой сталкиваются 28% выпускников. Среди других проблем - низкий уровень предлагаемой заработной платы, недостаток или отсутствие подходящих вакансий, а также недостаток или отсутствие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы.
Владимир Трефилов/ РИА Новости

О том, почему теория и практика не могут найти друг друга, поговорили с деканом факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве России Павлом Селезневым.

Павел Сергеевич, получается, что молодой человек четыре-шесть лет грызет гранит науки, а выходит без знаний, умений и навыков. Как так?

Павел Селезнев: Это комплексная проблема, которую нам предстоит решать. Во-первых, для облегчения трудоустройства и интеграции выпускников в производственные процессы необходима максимальная прикладная ориентация образования, чтобы к моменту выпуска из вуза студенты обладали достаточным практическим опытом, необходимым для выполнения работы. То есть надо расширять практику стажировок и обучения, совмещенного с прикладной деятельностью на рабочем месте. Для этого вузы должны налаживать максимально плотную кооперацию с работодателями, а также привлекать преподавателей-практиков для формирования учебных планов дисциплин. Необходимо также развивать учебно-производственные базы, где работодатели могли бы реализовать свои научно-исследовательские проекты. Отмечу отдельно, что сверхактуальным является вопрос стажировок и повышения квалификации в реальном секторе экономики для штатных преподавателей вузов, чтобы "инженеры человеческих душ" были в курсе всех последних тенденций и веяний в своей предметной области и могли транслировать студентам новый практический опыт.

Во-вторых, студенты должны изначально понимать, на какой уровень оплаты труда они могут претендовать по окончании обучения. Вполне возможно, многие студенты, узнав, какие их ожидают зарплатные предложения, захотят сменить специальность или даже вуз. Или вовсе отказаться от получения высшего образования, если вдруг выяснится, что после хорошего колледжа зарплаты выше. Как говорится, для того, чтобы не разочаровываться, лучше и не очаровываться.

В-третьих, число выпускников должно примерно соответствовать числу вакансий, имеющихся на рынке в разрезе специальностей - разумеется, если люди хотят учиться чему-то, что для них интересно, а в стране такие специалисты в избытке - пожалуйста, но тогда, наверное, не за счет бюджетных средств, не так ли?

Но подчеркну краеугольный момент: наряду с практикоориентированностью высшее образование в моем представлении должно сохранять свою фундаментальность. Оно должно давать человеку мозаичное мировоззрение, способствовать тому, чтобы он стал всесторонне гармонично развитой личностью, заинтересованной в том, чтобы жить и созидать в своей стране. Не зря Кеннеди принадлежит фраза о том, что Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой. Отечественное образование изначально было ориентировано на подготовку человека-творца, а не квалифицированного потребителя, и сейчас, слава Богу, возвращается к этой традиции.

Сейчас низкая безработица - 2,6%, и высокая потребность в кадрах. Для работников без опыта - это плюс или минус? Берут всех? Или если нет опыта, просто некогда учить?

Павел Селезнев: Действительно, кадров не хватает, но потребность в людях не равномерна по отраслям и уровням квалификации. Самая острая потребность в квалифицированных специалистах как инженерных, так и рабочих специальностей. И проблема в том, что квалифицированного рабочего или инженера невозможно подготовить за полгода по сокращенной программе. Так что пройдет еще немало времени, прежде чем нам удастся ликвидировать самые острые проблемы в кадровом обеспечении экономики. При этом работодатели, учитывая общую нехватку кадров, готовы брать неопытных людей, включая и молодежь, а дальше учить и переучивать их на рабочем месте. Так что да, сегодня берут практически всех, с прицелом на дальнейшее обучение, если человек не имеет нужного опыта.

А когда на рынке труда наступит баланс спроса и предложения, выпускникам будет еще сложнее найти работу?

Павел Селезнев: Как я уже сказал, требуются годы для подготовки нужного числа специалистов высокой квалификации. Однако я думаю, что решить кадровую проблему в основном удастся уже в ближайшие пару лет. Дело в том, что очень многие компании, испытывавшие острую потребность в кадрах, уже набрали людей и проблема нехватки рабочих рук перестает быть такой острый как раньше. Об этом свидетельствуют исследования, проводимые в Финансовом университете: число компаний, которые ищут людей, по-прежнему растет, но темпы роста уже совсем не такие, как, скажем, год назад. Стабилизация производства, я уверен, станет фактором, снижающим остроту кадровой проблемы.

В какие сферы сегодня выпускники идут не слишком охотно?

Павел Селезнев: По данным исследования, проведенного Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), наибольший дефицит выпускников по отношению к потребностям рынка отмечен в информационной безопасности - спрос предприятий удовлетворен на 45%; спрос на специалистов в области систем вооружения - на 58%, в нанотехнологиях и наноматериалах - на 60%. Кстати, несмотря на серьезное увеличение выпуска ИТ-специалистов, в информатике и вычислительной технике заполняется только 80% вакансий.

Слишком сложные отрасли? Мало платят?

Павел Селезнев: Надо иметь в виду, что обучение по передовым технологическим направлениям требует намного больше усилий, чем гуманитарное образование. Чтобы привлечь студентов в эти профессии, надо дать им понять, что высокий уровень зарплат после окончания вуза компенсирует им дополнительные усилия, которые они тратят на обучение. То есть требуются дополнительные вложения в привлечение талантливой молодежи в передовые и сложные технологические направления подготовки.

Что сами работодатели ждут от выпускников?

Павел Селезнев: При анализе проблем в образовании и на рынке труда необходимо обратить внимание на критерии, которыми пользуются сами работодатели при отборе кандидатов на занятия вакансий.

Исследования показывают, что абсолютное большинство респондентов (91%) считает, что кандидат без опыта должен быстро обучаться. Для 62% работодателей важно, чтобы неопытный кандидат был коммуникабельным и открытым, а для 43% опрошенных важна инициативность. Для 34% компаний важна способность соискателей аналитически мыслить, 27% работодателей ищут у кандидатов без опыта организационные навыки.

Креативность (20%), цифровые навыки (19%) и лидерские качества (12%) менее важны для российских компаний.

А мониторинг трудоустройства выпускников вузов Росстата показывает, что, помимо профессиональных навыков, относящихся непосредственно к работе, наибольшее значение для успешной трудовой деятельности на первой работе после вуза имеют: способность к сотрудничеству и умение работать в команде, способность к соблюдению трудовой дисциплины, стрессоустойчивость, а также умение брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.

При этом выпускникам вузов больше всего недостает профессиональных знаний, стрессоустойчивости, навыков работы с профессиональной документацией, умения брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения, а также способности работать в режиме многозадачности. А это уже совершенно другая задача. В российских вузах акцент пока делается на профессиональную подготовку, а морально-психологической стороне уделяется гораздо меньше внимания. Получается, что для преодоления кадрового голода и насыщения экономики квалифицированными специалистами надо учить не только профессиональным знаниям, но и всему тому, что необходимо для устойчивого выполнения сотрудником своих профессиональных функций.

И, конечно же, практическая ориентация образования - это тоже насущное требование работодателей. Они часто жалуются на недостаток знаний, необходимых, например, для работы с управленческой и бухгалтерской отчетностью, основными управленческими и бухгалтерскими программными продуктами. По мнению работодателей, выпускникам не хватает знаний для работы с большими данными и бизнес-анализа. Понятно, что обращение с программными продуктами не может быть главной составляющей образования, но и забывать об этом тоже нельзя. К тому же надо понимать, что сегодня мы видим компьютеризацию практически во всех отраслях теоретической и прикладной деятельности. Так что пользование компьютерным и математическим аппаратом, включая способности к математическому анализу данных - это один из основных трендов, которые мы должны учесть при подготовке специалистов.

Еще одна важная проблема - это повышение гибкости образовательных программ, в чем работодатели тоже могут помочь вузам. Здесь нам предстоит решить совсем непростую задачу - как совместить гибкость и адаптивность образования с соблюдением жестких стандартов, обеспечивающих высокое качество образовательного процесса? Разумеется, пожертвовать качеством мы не можем ни при каких обстоятельствах, поэтому нам придется искать компромисс между гибкостью и уже упомянутой ранее фундаментальностью образования, и обеим сторонам процесса, вузам и работодателям, необходимо найти взаимоприемлемые решения. Еще один аспект этой проблемы - необходимость индивидуализации образования, с одной стороны, "заточенного" под конкретного студента с его способностями и ожиданиями, а с другой стороны - обеспечивающего фундаментальный характер подготовки.

В реформировании нуждается система оценки качества образования. Здесь тоже необходимо найти баланс между простотой оценки и ее полнотой. Вполне возможно, она должна быть, с одной стороны, многоуровневой и комплексной, а с другой стороны - опираться на такие простые и очевидные показатели, как, например, уровень оплаты труда студентов после завершения вуза.

Очень многие студенты уже на этапе образования хотели бы себя попробовать в роли инновационных предпринимателей, занятых реализацией тех идей, которые у них появились в стенах вузов. Это крайне важная сторона практической ориентации образовательного процесса, который надо уделять кратно больше внимания, чем уделяется сейчас. И это тоже проблема гибкости и адаптации образовательного процесса под решения практических задач развития инновационного предпринимательства, создания стартапов. В этом направлении надо действовать максимально активно, учитывая, что задача придания российской экономике инновационного характера поставлена президентом России в серии его недавних выступлений.