После дебатов, на которых по всеобщему признанию глава Белого дома выглядел уставшим на все 81 год своей непростой жизни, в прессе зазвучали призывы к Демократической партии пока не поздно заменить Байдена на другого кандидата перед выборами 5 ноября 2024 года. По слухам в СМИ, занервничали некоторые политики-демократы и крупные спонсоры партии, опасающиеся, что ставка на Байдена приведет в Белый дом Трампа. Согласно соцопросу телеканала NBC News, замены Байдена хотела бы почти половина электората Демократической партии.
Но сколь бы стройным ни казался траурный хор колумнистов в СМИ, это не те люди, которые оказывают большое влияние на решения Байдена. Считается, что реальное влияние на главу администрации США имеет крайне узкий круг лиц. По большей части это даже не политики, а члены его семьи и прежде всего супруга Джилл. Именно они, как утверждается, сыграли ключевую роль в решении Байдена выдвигать свою кандидатуру на второй срок. И, похоже, отказываться от этих планов Байдены не собираются. По данным газеты The New York Times, близкие "настаивают на том, чтобы он остался в гонке и продолжал бороться". Они убеждают Байдена, что "он еще может показать Америке свою способность отработать еще четыре года". Поэтому спорили в Кэмп-Дэвиде не о том, выходить ему из борьбы или оставаться, а о том, как погасить пожар, утихомирить критиков и продолжать кампанию. Не исключается, что в ближайшее время Байден может дать большое интервью или выступить перед публикой.
Особенно активно такую позицию отстаивал сын Хантер, но у него есть и личный интерес. Во-первых, как следует из утечки переписок Хантера в СМИ, 54-летний отпрыск президента США финансово зависим от отца, у которого он регулярно занимает деньги на алименты, лечение от наркозависимости и прочие нужды, на самом деле нередко пуская их на алкоголь, наркотики и девушек с пониженной социальной ответственностью. Во-вторых, Хантер признан виновным по одному уголовному делу, а вскоре может получить и второй приговор. Байден-старший, правда, заверял, что не будет использовать президентское право на помилование в отношении сына. Но если дело дойдет до тюрьмы, то, как знать, удержится ли глава Белого дома от того, чтобы освободить единственного сына.
Кроме того, как добавляет газета Politico, нет признаков и того, что сам Байден готов закончить полувековую карьеру в политике унизительным выходом в разгар собственной предвыборной кампании. Ему не в первой сталкиваться с призывами уйти из-за возраста, но искусство сделать это красиво и вовремя в политике дано не каждому.
Близкие Байдена теперь убеждают всех, что провал на дебатах - это случайность, что у него просто был неудачный вечер, что он перед дебатами приболел, что на митинге на следующий день был куда энергичнее. А виноват вообще не Байден, а все вокруг - отвечавшие за подготовку к дебатам советники, недостаточно проверявшие слова Трампа модераторы, преувеличивающие журналисты и даже гримеры, якобы сделавшие Байдена лишком бледным.
Но произошедшее закономерно. Признаков заката Байдена было предостаточно, и это был лишь вопрос времени, когда произойдет такое публичное фиаско. Вообще такое стремление семьи Байдена удерживать его в Белом доме в каком-то смысле выглядит даже жестокостью по отношению к престарелому политику. Ведь проблема не только в том, что Байден выглядел плохо сейчас. То, как он просел даже по сравнению с самим собой четырехлетней давности, красноречиво подсказывает, сколь тяжело ему будет в случае переизбрания к концу второго срока, когда ему стукнет 86 лет. Очевидно, что число эпизодов подобных дебатам будет только нарастать, будь то переговоры с другими лидерами или публичные выступления.
Однако Байдены хотят идти до конца, а Демократическая партия не решилась сказать ему "нет" на старте предвыборной гонки и, вероятно, смирится с его решением и сейчас. Слишком уж много препятствий для замены Байдена. Помимо его личного сопротивления это и отсутствие привлекательной альтернативы, способной победить Трампа, и поджимающие сроки регистрации кандидатов. Все это может сыграть на выборах злую шутку с Демократической партией, которая вот уже десяток лет не рискует обновиться и распрощаться со своей увядающей верхушкой.