Что такое турбулентность? Как уже писала "РГ", это изменения в воздухе вокруг самолета. Она возникает при встрече воздушных масс, движущихся с очень разными скоростями и в разных направлениях. В принципе турбулентность - это естественное явление в авиации. Как, скажем, качка в море или тряска автомашины на неровной дороге. Но турбулентность бывает разная: она выражается в скорости вихревого рассеивания. И есть шкала - легкая "болтанка" (0-20), умеренная (20-40), сильная (40-80) и экстремальная (80-100).
По словам пилотов, перед рейсом из метеокарт и сводок погоды они заранее знают о возможной турбулентности на маршруте. И стараются обойти эту зону. Если же "воздушные ямы" появилась там, где в картах не были отмечены, то летчики сообщают об этом диспетчеру, который предупреждает потом другие борты...
Турбулентность на эшелоне не всегда видна, и тогда случается "неожиданно". Однако экипажи к такому готовы: подобные ситуации в обязательном порядке отрабатывают на тренажерах. Кстати, не случайно пилоты всегда летают пристегнутыми, причем не только поясными ремнями, но и плечевыми. И сообщения командира: "Пристегните привязные ремни: наш самолет находится в зоне турбулентности!" - звучат не просто так. Но пассажиры зачастую их элементарно игнорируют.
- Летайте пристегнутыми! Десятки человек, которые наверняка пристегиваются, садясь в автомобиль, в самолетах пренебрегают этим правилом, за что расплачиваются своим здоровьем, - говорит гендиректор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.
По словам эксперта, гибель людей во время турбулентности - исключительно редкое явление, хотя о полученных травмах разной степени тяжести новости приходят регулярно.
В мае мы видели кадры с борта Boeing 777 авиакомпании Singapore Airlines: кровь на лице бортпроводника, выдранные живьем панели, болтающиеся провода и кислородные маски... Во время мощной турбулентности тогда погиб один из 211 авиапассажиров. Более 70 человек получили травмы.