Эстония создала искусственный коллапс на границе с Россией

Ситуация с пересечением российско-эстонской государственной границы в районе погранперехода между российским Ивангородом и эстонской Нарвой резко обострилась в конце июня 2024 года, как раз к началу массовых отпусков. Этому способствовал целый ряд объективных и субъективных факторов. И если с первыми приходиться мириться, как с погодой, то вторые стали результатом непрофессионализма или сознательных действий эстонской стороны.

После прошлогоднего решения Хельсинки о закрытии всех погранпереходов на финляндско-российской границе под надуманным предлогом "кризиса с мигрантами" поток желающих пересечь рубеж между РФ и ЕС устремился к погранпереходам на границе России и Эстонии. Повышенную нагрузку принял на себя мост Дружбы между российским Ивангородом и эстонской Нарвой. Именно сюда направились те, для кого Эстония - не конечный, а транзитный пункт маршрута. В основном это россияне, живущие в других странах ЕС с видами на жительство или вторым гражданством, граждане Финляндии и других стран ЕС, имеющие родственные и коммерческие связи с Россией. Дополнительный людской поток добавился к тем, кто традиционно перемещается из Эстонии в Россию и обратно именно через Нарву - Ивангород. Среди них жители эстонского и российского приграничья с двойным гражданством или ВНЖ, в том числе те, кто зарабатывает приграничной торговлей.

Как известно, через этот ближайший к Петербургу (150 км по трассе) погранпереход с 1 февраля 2024 года нельзя не проехать на автотранспорте. Грузо-пассажирский пункт пропуска "Ивангород" закрылся на реконструкцию по решению правительства РФ. Работы продлятся ориентировочно два-три года. Поэтому границу в этом месте граждане переходят только в пешем порядке, в том числе те, кого к КПП с обеих сторон доставляют пассажирские автобусы. Пропускная способность пешей части пункта из-за закрытия автомобильного движения также снизилась.

Появлению длинных очередей на границе объективно способствовало и начало летнего сезона. Несмотря на большие сложности для тех россиян, кто хотел бы отдохнуть за границей, люди все-таки находят возможность получить визы и отправляются в путешествие, в том числе через Эстонию. Сильно обмелел, но также до конца не иссяк и поток гостей в Россию из Европы, которым теперь доступны электронные визы. Дальше начинаются искусственные трудности.

Первой из них, повлекшей за собой цепочку негатива, стало ежесуточное закрытие на ночь контрольно-пропускного пункта на эстонской стороне границы, начавшееся еще 1 мая 2024 года. Это сразу же увеличило количество людей, ожидающих пересечения границы в дневное время, нагрузку на сотрудников российского погранперехода, а скорость пропуска через границу начала снижаться из-за увеличившихся объемов работы.

Количество проблем постепенно перешло в качество, и к 20 июня, с увеличением числа желающих пересечь границу, на эстонском контрольно-пропускном пункте Нарва - Ивангород были вынуждены по несколько часов, без воды и возможности присесть, ожидать на мосту перехода на российскую сторону. В это же время десятки пассажиров автобусных компаний уже с российской стороны не успели пройти границу из-за сокращенного перед выходными рабочего дня эстонских пограничников и вернулись на российскую сторону и дожидаться утра.

Не найдя ничего лучшего, департамент полиции и пограничной охраны Эстонии заявил о том, что скопление людей на пограничном мосту якобы представляет угрозу безопасности и просто закрыл КПП "Нарва-1" на выходные 22-23 июня на выезд по направлению к РФ (проход из РФ в Эстонию оставался открытым). Тем, кто не смог попасть из Нарвы в Ивангород, пришлось добираться через дальние пункты пропуска "Лухамаа" и "Койдула", ведущие из Южной Эстонии в Псковскую область, либо перенести поездку на более поздний срок. С эстонской стороны прозвучали упреки в адрес России - мол, ее пограничники медленно работают, что способствует образованию толпы.

Однако стоит учитывать, что алгоритмы действий российских сотрудников отличаются от правил их эстонских коллег, и никто не имеет права нарушать служебные инструкции из-за того, что людей прибавилось. Глава Ивангородского городского поселения Виктор Карпенко отметил, что российские пограничники оформляют документы "немножечко дольше, чем в Эстонии" потому, что это необходимо в интересах безопасности нашей страны. Но первопричиной очередей стал именно отказ эстонской стороны от пропуска людей в ночные часы.

Утром 24 июня эстонская сторона возобновила пропуск граждан через границу, но даже этой искусственной паузы в несколько дней хватило для образования больших толп со стороны Нарвы. В итоге после открытия КПП на пересечение границы в сторону Ивангорода люди, занявшие очередь в Нарве с ночи, тратили по семь часов. На то, чтобы немного выправить ситуацию, потребовались еще сутки, и 25 июня попасть из Нарвы в Ивангород стало возможно за время от двух до четырех часов.

В последующие дни напряжение на границе продолжило спадать, и к выходным дням 29-30 июня пограничный переход работал в обоих направлениях в штатном режиме.

Но уже в понедельник, 1 июля, на примыкающих к КПП территориях вновь стали расти очереди. Судя по картинке с камер видеонаблюдения, которые транслируются в интернет, цепочка людей на российской стороне к 17 часам примерно вдвое длиннее той, что была в минувшее воскресенье. Хвост очереди заметен и на кадрах из Нарвы, хотя днем ранее он даже не попадал в кадр, потому что был невелик.

Впрочем, больших очередей можно было бы избежать и в будни, если бы с эстонской стороны не создавались искусственные трудности временными перекрытиями и ночным "таймаутом". Также не стоит забывать, что и эстонское "окно в Европу" в любой момент может закрыться по примеру финского, под предлогом защиты от незаконной миграции или "российских угроз".