Во время оглашения Послания Федеральному Собранию Владимир Путин заявил: "Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог - БАМа и Транссиба. До 2030 года их пропускная способность возрастет до 210 млн тонн в год. Одновременно должны получить развитие и порты Ванино и Советская Гавань".
С пуском в эксплуатацию БАМа были решены важнейшие общенациональные задачи - железная дорога не только открыла доступ к богатым природным ресурсам региона, но и обеспечила транзитные перевозки, создала кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток - Запад протяженностью около 10 тысяч километров.
Как подчеркнул заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев, курирующий транспортную отрасль, "сегодня БАМ играет ключевую роль в развитии грузоперевозок в восточном направлении, открывает для российских компаний рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, развивает регионы, через которые проходит".
Восточный полигон модернизируют в три этапа. Первый уже завершился, в текущем году будут достигнуты цели второго этапа - довести провозную способность до 180 млн тонн. По итогам третьего, к концу 2032 года провозная способность магистрали достигнет 270 млн тонн.
Как объясняет директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин, в условиях кардинальной переориентации логистической системы и экспортно-импортных связей России в пользу АТР значение БАМа и Восточного полигона существенно возросло. "Сейчас стало понятно еще больше - без дальнейшего снятия "узких мест", влияющих на провозную способность магистрали, уже не обойтись. БАМ и Транссиб стоит рассматривать как системообразующие железнодорожные коридоры Евразии. В связи с географическим положением РФ сложилось так, что железнодорожные перевозки для восточных портов наиболее экономически выгодные и быстрые", - отметил эксперт.
Главная цель реконструкции - ликвидация на железнодорожной сети "узких мест", лимитирующих объемы перевозок. Для этого создается новая инфраструктура с привлечением самых передовых технико-технологических решений. На железнодорожное полотно укладываются сотни километров более прочной рельсошпальной решетки, обновляются инфраструктурные объекты, появляются вторые пути и тоннели, перестраиваются приемоотправочные станции. Параллельно разрабатываются и производятся отечественные локомотивы улучшенных характеристик, которые сменят старый парк техники и поведут сверхтяжелые составы в сторону портов Хабаровского края.
В конце 2023 года президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития Восточного полигона отметил, что "объемы перевозок за последние годы заметно выросли и продолжают увеличиваться, а значит, загрузка магистралей гарантирована на годы вперед".
Обновление подвижного состава - важнейшая задача для увеличения перевозок грузов, особенно с учетом того, что заметную часть нагрузки на БАМе и Транссибе по-прежнему несут локомотивы советского производства. Нарастить провозную способность железной дороги в условиях разворота экономики страны на восток помогут новейшие разработки ОАО "РЖД" и компании "Трансмашхолдинг" (ТМХ). Отечественные мощные магистральные грузовые тепловозы серии ТЭ28 смогут перевозить грузовые составы с расчетной массой до 7100 тонн.
Локомотивы 3ТЭ28 оснащены трехосными тележками с регулировкой силы тяги по каждой оси. На смену иностранному двигателю, который использовался в конструкции трехсекционного тепловоза предыдущей модели, пришел усовершенствованный отечественный дизель-генератор мощностью 2850 кВт.
В современных технических решениях разработчики учли особенности БАМа: горный рельеф, резкие перепады температур, влажность. Чтобы ежедневно преодолевать такие преграды, нужна техника мощная и надежная.
И она создана - новые тепловозы могут развивать скорость 120 км/час, преодолевают уклоны 11,5%, а на равнинных участках локомотив может транспортировать еще большие поезда. Не повлияют на работу и перепады температур - от минус 50 до плюс 40 °С. Используются агрегаты, требующие минимального обслуживания; топливная, водяная и воздушная системы спроектированы с учетом эксплуатации при низких температурах.
Значительно улучшены условия для локомотивной бригады - внутри кабины установлен автономный обогреватель, осуществляется подогрев стекол и зеркал, комфортные условия создает климатическая установка. Локомотивная бригада имеет возможность пользоваться микроволновой печью и холодильником.
Маршруты с большим количеством кривых участков пути и высокие подъемы требуют от машинистов мастерских навыков маневрирования крупными составами. Все они проходят специальное обучение.
Первые локомотивы нового поколения появились на БАМе в январе 2024 года. Двадцать один тепловоз, изготовленный на Брянском машиностроительном заводе, работает в настоящее время на БАМе. Все локомотивы прошли необходимые испытания, технические проверки. За полгода эксплуатации они показали себя как надежные машины, готовые к работе на Восточном полигоне РЖД. Поступление еще девяти тепловозов ожидается в ближайшее время.
"3ТЭ28 располагает достаточной мощностью и силой тяги для вождения поездов повышенной массы на Восточном полигоне, - прокомментировал заместитель генерального директора АО "ТМХ" по развитию локомотивостроения, генеральный директор ООО "ЛокоТех-Сервис" Андрей Власенко. - Он способен перевозить грузовые составы на 27% больше по массе в сравнении с возможностями широко используемых на этом полигоне советских локомотивов 3ТЭ10МК, что эквивалентно 15 дополнительным условным вагонам".
Новые локомотивы показывают наиболее высокую среднесуточную производительность и среднесуточный пробег при снижении удельного расхода топлива. Коэффициент производительности 3ТЭ28 по итогам первых месяцев работы оказался на 60% выше, чем у 3ТЭ10МК, отметил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" - начальник Дирекции тяги Дмитрий Пегов.
Техническим обслуживанием и текущим ремонтом локомотивов БАМа занимаются сервисные локомотивные депо ООО "ЛокоТех-Сервис". Здесь в наличии необходимое оборудование для устранения неисправностей и своевременного обслуживания тепловозов.
"Наша задача на ближайшее время - расширить технологическую базу и объекты инфраструктуры сервисного локомотивного депо "Тында-Северная". Среди самых важных задач: привлечение новых сотрудников, организация рабочих мест и связанных с этим жилищных и других необходимых условий. Мы работаем в связке РЖД и, как сервисная компания, реализуем цель, которую поставило правительство страны: увеличение грузопотока в сторону восточных портов", - отметил Андрей Власенко.
Новый 3ТЭ28 базируется на отечественных технических решениях и комплектующих. Разработчиком локомотива выступила компания "ТМХ Инжиниринг", двигатели выпускают на заводе Трансмашхолдинга в Коломне.
Серьезно помогло то, что в компании более 20 лет делают ставку на сотрудничество с отечественными производителями комплектующих, уделяют большое внимание локализации производственных площадок иностранных партнеров, обучению собственных сотрудников, развитию инженерного потенциала. При необходимости ТМХ оказывает помощь в освоении выпуска продукции своим партнерам. В большинстве своем эти проекты были продиктованы экономическими причинами - они разрабатывались для усиления позиций на внутреннем и зарубежных рынках.
"На Брянском машиностроительном заводе в 2014-2015 годах мы реализовали комплексную инвестиционную программу стоимостью более 12 млрд рублей, - отмечает генеральный директор Трансмашхолдинга, член бюро Союза машиностроителей России Кирилл Липа. - Это позволило создать уникальное крупносерийное производство магистральных грузовых тепловозов в России. Тем самым сформирован технологический суверенитет страны в области тепловозостроения. В конструкции тепловоза использованы российские технологии и компонентная база. Также мы продолжаем производство и испытания газодизельного двигателя для будущих локомотивов".
Испытания подтвердили высокие тяговые свойства тепловоза 3ТЭ28. Это значит, что на Восточном полигоне увеличится средний вес поезда и объемы перевозок.
Эксплуатация современных локомотивов - это наращивание объемов грузов, сокращение сроков перевозок, способность соответствовать запросам грузоотправителей. Все вместе это означает эффективное использование потенциала БАМа. А тем временем разработчики уже думают над новыми технологическими решениями, которых ждут железные дороги.