Начался сезон стрижепада. Как москвичка спасает раненых птиц

Москвичка спасает стрижей от смерти уже пятнадцать лет
Каждый вечер на закате у меня под балконом резвятся стрижи. Рядом шумное Садовое кольцо. Вертолет возит больных в Институт Склифосовского. А они, как маленькие истребители, пикируют на мошкару. Но вот о чем я не догадывался, так это о том, что город смертельно опасен для этих стремительных птиц. Провода! Столкновение с ними на скорости 100 км в час часто смертельно. Алиса Кавердина вот уже 15-й год выхаживает раненых птиц. У нее сейчас на кухне в коробках от ботинок 82 стрижа. А за сезон бывает и под 400!
Алиса все свое время отдает птицам. Спит по два часа в сутки. Потому что надо постоянно кормить "детей".
Алиса все свое время отдает птицам. Спит по два часа в сутки. Потому что надо постоянно кормить "детей". / Юрий Снегирев

Алиса сама похожа на стрижа. Худенькая, стройная, с большими удивленными глазами. Первого своего стрижонка она нашла в Уфе.

- Я тогда по незнанию делала все, чтобы птенец погиб, - сокрушается Алиса. - И кормила не тем, и держала птицу не так. Когда уезжала, отдала на руки местному орнитологу-любителю. Он хоть и успокоил меня, что птицу выпустил, я, вспоминая, что делала, не верю. Вы не представляете, до сих пор переживаю.

Мы на крохотной кухне в московской "однушке". Кошка Бастинда флегматично смотрит на то, как хозяйка достает очередную птичку из обувной коробки с дырками и аккуратно кладет в клюв... таракана. Квартира наполнена писком. Но Бастинда уже привыкла и на птиц не бросается.

Почему обувные коробки? А это самая походящая тара для передержки птицы. Стриж думает, что он в расщелине скалы. Темно. И особо не полетаешь.

Взрослую птицу кормить надо 2 раза в сутки. Это специально выведенные на подмосковных фермах туркменские тараканы и банановые сверчки. Наши родные "прусаки" никак не подходят. Да даже если пройтись по всему дому с сачком, то тараканов и на одну кормежку не хватит. Да и отравятся стрижи. При весе в 40 граммов стриж должен съедать никак не меньше 20 штук в сутки. Алиса связывается с производителем сверчков и тараканов. Заказывает крупную партию, и тут начинается самое кропотливое. Стриж - птица привередливая. Сверчка с комбикормом в кишечнике он не переваривает. Алиса "прогоняет" корм через пшеничные отруби и ждет, когда они все выделят. Потом замораживает их. Кстати, 1000 штук этих тварей стоит 800 рублей. На выкорм одного птенца до вылета может уходить до 5 тысяч. Я перемножил, и тараканы в моей голове возмутились:

Стриж Хануман - самый крупный из пациентов Алисы. Тоже провода, но в Новороссийске. Скоро в полет! Фото: Юрий Снегирев

- Значительно больше!

У Алисы пока не получается работать - все время уходит на птиц. Стрижи требуют заботы без выходных. Все на муже. Благородный человек!

На подоконнике в прозрачном боксе живет Чип. Он уже никогда не сможет взлететь. Проводом ему срезало правое крыло. Выпустить в природу? Кошки сожрут. Чип ест сверчков и сквозь прозрачный пластик глядит на небо. Грустно. А в другом боксе живет белобрюхий стриж Хануман. Он крупнее своих сородичей. Другой вид. Привезли его к Алисе из Новороссийска. Там тоже есть провода.

Основные травмы в "кухонном лазарете" - это перелом крыльев, перелом клюва, травма позвоночника. Кроме проводов для стрижей есть еще одна беда - стеклянные фасады небоскребов. Иногда в московском Сити можно найти поверженной целую стаю стрижей. Шансов выжить практически ноль. Стрижи воспринимают Москву, да и любой крупный город, как горы. Селятся повыше. Только хотел написать "вьют гнезда", как меня поправила Алиса:

- Стрижи ничего не вьют!

Оказывается, для гнезда этим птицам подойдет любая щель, подпол балкона и даже простая ровная поверхность. Яйца могут лежать на каменном полу, а может использоваться чье-то старое гнездо.

Когда сняли панель, нашли мертвую маму и двух птенцов. Она билась до последнего

- Однажды я видела удивительную картину. Стрижи решили использовать холодный фронт, чтобы на нем, как на волне, уйти на юг. Там были тысячи птиц, родители и дети. В начале августа московские стрижи летят в Конго, там их среда обитания. Хотя по рождению они москвичи, - рассказывает Алиса.

Вся жизнь стрижа - полет. В воздухе они спят, едят, спариваются, ведут беседы на своем, птичьем. Исключение - высиживание птенцов. Лапки у них крохотные, как зубочистки. Даже на проводах они не сидят, в отличие от ласточек. Есть еще одна опасность - кошки. Истерзанных "пушистиками" птенцов тоже несут к Алисе. Тут срочно нужен антибиотик. В слюне кошачьих содержатся смертельные для птицы бактерии. Вы не знали? Именно поэтому покусанная птица через несколько часов умирает. Так устроен естественный отбор с его кормовой базой.

- А что самое страшное для стрижа в крупном городе?

Внимание, бабушки! Пшено для стрижей - яд! И еще советы ветеринаров, которые учились на курицах, которые калечат стрижа еще больше. Алиса не всегда берется за таких птиц. А еще строители...

Два года назад в Одинцове ремонтировали фасад. Как раз летом, когда стрижи выводят птенцов. Сроки поджимали, и гнездо замуровали на балконе 23-го этажа. Жильцы слышат, кто-то скребется и пищит. Крысы? Оказалось, стрижи. Спасатели долго не ехали. Эка мелочь! Вызвали телевидение. Тогда местная власть зашевелилась. Когда сняли панель, нашли мертвую маму и двух птенцов. Она билась до последнего, чтобы спасти своих детей. Когда Алиса рассказывает эту печальную историю, у нее слезы стоят в глазах.

- Потом я выпускала подросших птенцов в небо, - продолжает Алиса. - Было это в Битцевском парке на Лысой горе. В небе кружилась стая. Ее практически не видно - так высоко. Но когда мои детки выпорхнули из ладони, стая спикировала к нам и стала носиться с криками вокруг. Так они приветствовали возвращение в небо своих сородичей.

Тут у меня у самого чуть слеза не накатилась. Прямо Ганс Христиан Андерсен. Ну и пусть, что в сказке были ласточки.

Но не все строители думают только о плане. В Долгопрудном начальник участка Николай Лучина перекладывал крышу в знаменитом Физтехе и обнаружил стрижиные гнезда. Сначала сам пытался помочь, но птицы умирали в его натруженных руках. Нашел Алису. В итоге удалось спасти 100 птенцов.

А бывает и так: чтобы не заморачиваться, управляющая компания дает команду, и чердаки очищаются от птичьих гнезд. В мусорные пакеты сгружают живых птенцов и вывозят на полигон. А потом докладывают: чердак чист!

Согласитесь, обидно пролететь несколько тысяч километров без отдыха, пересечь знойную Сахару, спасаться от соколов в Хорватии, пить воду прямо из облаков, пробиваться сквозь снежные заряды, чтобы погибнуть от руки слесаря-сантехника на московском чердаке.

Алиса - это такой стрижиный центр спасения на дому. Телефон ее не смолкает: опять стрижа нашли.

- Ни в коем случае не поите и не кормите! - говорит в трубку Алиса. - Возьмите коробку от обуви. Сделайте отверстия в крышке. Только в крышке! И бумажные полотенца или на крайний случай туалетную бумагу на дно. Привозите - спасем!

В Питере живут еще две женщины, которые занимаются стрижами. Они разработали целую технологию, как спасти маховые перья у птиц. Перья они... приклеивают. И ведь работает! Своих стрижей они везут на Черноморское побережье, чтобы там выпустить. Готовят экспедицию к концу сезона, когда в Питере уже может лежать снег. Все это, чтобы успеть к перелету. День выпуска птиц рассчитывается. Смотрят прогноз погоды на маршруте. Все по науке. Алиса тоже своих часто отдает на Юг. Привозит коробочку к проходящему поезду.

- Алиса, а бывает так, что к вам попадают старые знакомые? - спрашиваю доктора Айболита.

- Конечно, бывает! Выходила птенца. Выпустила. А через два года опять привозят. Перелом позвоночника. История печальная. Пришлось усыплять, чтобы птица не мучилась.

- Но как вы узнали, что это именно тот самый птенец?

- Да в лицо! Я их всех помню. Потом стриж реагировал на мой голос, на включенный телевизор. Тут сомнений нет. Жалко.

- А почему стрижи, обладающие феноменальным зрением и памятью, врезаются в провода?

- Дело в том, что из Конго к нам прилетают не только стрижи. У них под крыльями часто живет муха-кровососка. На вид это не муха, а клещ. Сидит она под перьями и покусывает. В момент укуса стриж буквально теряет голову. И как следствие - жизнь.

Алиса спасла больше тысячи стрижиных жизней. Очень устает. Стрижей кормит и днем и ночью. Тараканов и сверчков надо отсортировать и проследить перед заморозкой, чтобы кишечник у них был пуст. Размораживать корм надо по специальной технологии. На сон у нее остается буквально пару часов. А еще мужа накормить, в квартире прибраться... Любовь к птицам - непростая штука.

...Я взял в руки Маркиза. Теплый трепещущий комочек. Слышно, как бьется крохотное сердечко.

- Смотрите, - смеется Алиса, - он нам улыбается!

Я пригляделся. Ничего не заметил. Маркиз просто раскрыл клюв в предвкушении сверчка. А потом я подумал - почему птице не улыбнуться, когда рядом есть Алиса.